Классный час «Мои права и обязанности», проведённый в 3 – А классе.
Цель: познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации прав человека; обсудить основные обязанности школьника; продолжить работу с понятием – гражданин.
На доске: вспомогательные записи для формулировки основного понятия урока: гражданин; кроссворд; плакаты с определениями понятий – права, обязанности; плакаты, содержащие высказывания с этими понятиями; список литературных героев.
Материал для работы в группах: карточки со статьей о правах человека; карточки с именами учащихся для игры “Тайный друг”; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточки для работы с пословицами. Ход классного часа: Учитель: - Сегодня мы поговорим о государственном устройстве нашей страны. Этот урок поможет нам понять - что значит быть гражданином . На доске опорные слова для формулировки понятия – гражданин, но пока дети не могут прочитать его полностью. Они раскрывают это понятие лишь частично.
(Гражданин – это свободный и ответственный человек.) пользоваться должен соблюдать благополучия общества Учитель: - Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойным учеником. - Какими же важными качествами должен обладать школьник? На доске кроссворд; первые буквы каждого слова необходимо выделить:
Дети заполняют кроссворд: 1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость) 2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность) 3. Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность) 4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость) 5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.) Учитель: -Какое слово выделилось? (Право) - Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей) На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. Учитель: - Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.) Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются: • Конвенция о правах ребенка • Декларация прав человека. А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники? Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов. Работа в группах: Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи. Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.) 1 группа • статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах. • статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. 2 группа • статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. • статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. 3 группа • статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища… • статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества. 4 группа • статья 26 – Каждый человек имеет право на образование. • статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых… Список героев на доске: Том Сойер (24) Старик Хоттабыч (4) Три поросенка (12) Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5) Золушка (1) Филлипок (26) Красная Шапочка (3) Буратино (17) - И нам пора немного отдохнуть. Звенит звонок. Переменка. Подготовленные ученики читают “Вредные советы” Г. Остера. Учитель: - Надеюсь, каждый из вас понимает, что быть внимательными друг к другу никогда не будет лишним. Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом. Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.) На доске плакат: Твои права кончаются там, где начинаются права другого. Твои права кончаются там, где начинаются обязанности. Учитель: - Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.) Что же такое обязанности? (Ответы детей.) На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет. Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”. Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга". Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.) Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники? Работа в группах. Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. 1 группа: 1. аккуратно, одежда 2. звонок на урок, встать 2 группа: 1. прогул, уважительная причина 2. поведение на уроке 3 группа: 1. 1) бережно, школьное имущество 2. 2) поведение в столовой 4 группа: 1. 1) поведение на перемене 2. 2) дежурство Все составленные формулировки записываются на доске. Учитель: - Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.) - А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.) - Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их. Работа по группам. 1. Мир освещается…., а человек …. 2. Красна птица …., а человек …. 3. Надо учиться, чтобы …… 4. Ученье и труд…. Учитель: - А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете? Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.) Учитель: - Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.) Попробуем уточнить это понятие.. На доске:
(Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества) Учитель: - Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались. |