| Классный час «Мои права и обязанности», проведённый в 3 – А классе.
 Цель: познакомить учащихся с основными документами о правах и обязанностях человека; рассмотреть статьи о правах человека из Всеобщей декларации прав человека; обсудить основные обязанности школьника; продолжить работу с понятием – гражданин.
 
 
 На доске: вспомогательные записи для формулировки основного понятия урока: гражданин; кроссворд; плакаты с определениями понятий – права, обязанности; плакаты, содержащие высказывания с этими понятиями; список литературных героев. 
 
 Материал для работы в группах: карточки со статьей о правах человека; карточки с именами учащихся для игры “Тайный друг”; карточки с ключевыми словами об обязанностях школьника; карточки для работы с пословицами. 
  Ход классного часа: Учитель:
 - Сегодня мы поговорим о государственном устройстве нашей страны. Этот урок поможет нам понять - что значит быть гражданином .
 На доске опорные слова для формулировки понятия – гражданин, но пока дети не могут прочитать его полностью. Они раскрывают это понятие лишь частично.
 
 (Гражданин – это свободный и ответственный человек.)
 пользоваться должен соблюдать
 благополучия общества
 Учитель: - Хорошо, что вы уже сейчас готовы быть полезными обществу, государству, а для этого нужно быть достойным учеником.
 - Какими же важными качествами должен обладать школьник?
 На доске кроссворд; первые буквы каждого слова необходимо выделить:
 
 Дети заполняют кроссворд:
 1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
 2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
 3. Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)
 4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
 5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)
 Учитель: -Какое слово выделилось? (Право)
 - Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)
 На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
 Учитель: - Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)
 Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:
 • Конвенция о правах ребенка
 • Декларация прав человека.
 А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?
 Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.
 Работа в группах:
 Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.
 Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)
 1 группа
 • статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
 • статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
 2 группа
 • статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
 • статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
 3 группа
 • статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
 • статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
 4 группа
 • статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.
 • статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых…
 Список героев на доске:
 Том Сойер (24)
 Старик Хоттабыч (4)
 Три поросенка (12)
 Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)
 Золушка (1)
 Филлипок (26)
 Красная Шапочка (3)
 Буратино (17)
 - И нам пора немного отдохнуть. Звенит звонок. Переменка.
 Подготовленные ученики читают “Вредные советы” Г. Остера.
 Учитель: - Надеюсь, каждый из вас понимает, что быть внимательными друг к другу никогда не будет лишним.
 Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом.
 Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.)
 На доске плакат:
 Твои права кончаются там, где начинаются права другого.
 Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.
 Учитель: - Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.)
 Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
 На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.
 Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”.
 Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга".
 Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.)
 Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?
 Работа в группах.
 Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.
 1 группа:
 1. аккуратно, одежда
 2. звонок на урок, встать
 2 группа:
 1. прогул, уважительная причина
 2. поведение на уроке
 3 группа:
 1. 1) бережно, школьное имущество
 2. 2) поведение в столовой
 4 группа:
 1. 1) поведение на перемене
 2. 2) дежурство
 Все составленные формулировки записываются на доске.
 Учитель: - Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.)
 - А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.)
 - Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их.
 Работа по группам.
 1. Мир освещается…., а человек ….
 2. Красна птица …., а человек ….
 3. Надо учиться, чтобы ……
 4. Ученье и труд….
 Учитель: - А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете?
 Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
 Учитель: - Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.)
 Попробуем уточнить это понятие..
 На доске: 
 (Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества)
 Учитель: - Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались.
 |