Цель:формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.
Задачи:
воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;
обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;
развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как хорошо уметь читать»»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Литературный вечер
«Как хорошо уметь читать»
Программа «Ты нужен»
Автор-составитель:
Соломина С.Ю.
воспитатель стационарного
отделения реабилитации
г. Кинешма, 2021г.
Форма проведения мероприятия
Литературный вечер
Целевая группа
Все дети
Цель и задачи занятия
Цель:формирование и развитие личности, обладающей знаниями литературы и умеющей понимать прекрасное.
Задачи:
воспитывать чувство уважения к культурному наследию своей страны и других народов;
обобщить знания детей об основных родах и жанрах литературы;
развивать стремление к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести);
создать ситуацию успеха для детей, углубленно занимающихся изучением литературы, помочь им раскрыть свои творческие способности.
Время проведения
40 минут
Необходимое оборудование
зал украшен портретами поэтов и писателей разных времён и народов, высказываниями о пользе чтения, дети выступают в специально подготовленных костюмах.
Условия проведения
Общее групповое мероприятие.
Краткое содержание мероприятия
вечер закрывает ряд мероприятий, проведенных в школе в рамках проекта «Читающая школа - читающая семья».
Инновационные формы работы
Работа с интернетресурсами
Используемая литература
Л. М.Корник. Энциклопедия
Ход мероприятия
- Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы знаем, что проходит проект «Читающая школа – читающая семья»
Целью проведения этого проекта является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.
В нашей школе прошло много интересных, познавательных мероприятий и акций, связанных в рамках проекта. И сегодня мы собрались с вами, чтобы показать творческие способности. Предлагаем вашему вниманию несколько страниц из русской литературы, творчески представленных учащимися школы.
Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.
Русскую литературу отличает живое тепло чувств, и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.
Ведущий 1.
Бумажный кораблик По имени «Книга» Не хуже корвета, Фрегата и брига Меня увлечёт В океаны мечтаний, Где щедро откроет Сокровища знаний. Готовы нести меня В дальние страны Рассказы и сказки, Стихи и романы. Страниц паруса Наполняются бризом Историй талантливых, Полных сюрпризов. А я командор Экспедиции-чтения. Поплыли со мною Искать приключения!
Посреди любой страницы, Оживают чудеса, Не слипаются ресницы, Разбегаются глаза!
Но читая дни и ночи И плывя по морю строчек, Курса верного держись! И тогда откроют книжки – Замечательные книжки – Замечательную жизнь! (Л. Крутько)
(Выходит ученик в костюме огромной Книги)
Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо и грустно. Я никому не нужна. Ох!
Ведущий 1. Кто ты? И почему ты так печально вздыхаешь? Книга. Я - Книга, я - хранитель литературы. Меня роняли, на мне рисовали, а потом совсем забыли и надолго оставили в библиотеке. (Со вздохом) За-бы-ли. Вот почему мне так грустно, никто не хочет читать, никто не хочет со мной дружить.
(Книга идет, прихрамывая, усаживается на стул, охает и вздыхает.)
. Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать. Книга. На какой праздник? Ведущий 1. Мы приглашаем тебя на школьный литературный вечер. Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора.
Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу. Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь.
Ведущий 1. Лишь несколько страниц перелистаем,
Пройдут пред нами басня и рассказ,
Стихов и чудных песен строки
Сегодня мы услышим много раз!
. У нас непростая задача – поднять настроение нашей гостьи Книги.
Ведущий 1. Я думаю, что мы все вместе сможем это сделать. Ведь каждая страничка сегодняшнего вечера позволит нам прикоснуться к удивительной тайне русского слова, и оживут страницы нашей уважаемой - Книги.
Ведущий 1. Итак, начинаем!
И первая страничка нашей книги – это сказки. Они знакомы нам с детства.
Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и лукавые. ( Вопрос к залу)
Как отличить сказку от рассказа? (Ответы учащихся) (в сказах неживые существа могут говорить, сказка имеет свои атрибуты – троекратный повтор, сказочное начало и конец и т.д.)
Ведущий 1. Ребята, а какие сказки А.В.Жуковского вы знаете? (Ответы из зала)
Ученицы 5 класса покажут фрагмент А.В.Жуковского
« Спящая царевна»
Страница “Басня”
Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
Библиотекарь. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Ведущий 1:
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его.
Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.
Ведущий 1. А вы знаете, кто такая мартышка? (возможны ответы из зала)
Библиотекарь. Мартышка — это маленькая обезьянка с длинными задними ногами, длинным хвостом и короткой мордой из рода узконосых обезьян.
Ведущий 1. Верно. На сцену приглашаются ученики 6 класса. Они покажут
инсценировку басни « Мартышка и очки».
Страница “Юмористические рассказы”
За короткую жизнь Антон Павлович Чехов в своих произведениях сумел отобразить почти все стороны российской действительности конца 19 века.
Это свойство его творчества – удивительное. По обилию тем, которые он затронул, Чехову нет равных среди самых прославленных русских писателей.
Ведущий 1. И “малая форма”, то есть коротенький рассказ, с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием. Особенно удавалась Чехову. Он общепризнанный мастер этого жанра, до сих пор непревзойденный в мире.
Удивительный юмор и сатира у Чехова. Они выступают и в обособленном, “чистом” виде, и в сочетании с раздумьями над смыслом жизни. Он поражает достоверным воспроизведением будничной жизни простых людей.
Ведущий 1. 7 класс - прочитают по ролям рассказ» Лошадиная фамилия»
Страница «Поэтическая»
Ведущий 1: Одно из самых древних искусств в истории человечества – поэзия. Когда родилась она, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так родились первые стихи.
Поэтов называли пророками. Они пытались открыть тайну будущего с помощью только им подвластного языка, художественных образов. Так рождались Великие имена – Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Ахматова, Тютчева, Есенин и др.
Ведущий 1: Как мы уже сказали, что мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Поэтому в «Поэтической» странице, нам хотелось бы вспомнить не только Александра Сергеевича Пушкина, но и других замечательных поэтов.
Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки, письма – все виды литературы, к которым прикасались поэты, они несут на себе печать гениальных произведений. Поэты оставили неувядаемые образы не только в лирике вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной, но и в прозе.
Обучающаяся 8 класса знакомит с основными мотивами темы любви в лирике Ф.И.Тютчева. Стихотворение «Я встретил Вас…»
Обучающаяся 8 класса прочитает отрывок из прозаического произведения Анатолия Алексина «Мой брат играет на кларнете»
Страница «Комедийная»
Ведущий 1.
Четвёртый век идет на сценах мира Весёлая комедия Шекспира. Четвёртый век живёт старик Фальстаф, Сластолюбив, прожорлив и лукав.
Не книгой он лежит на полке шкафа. Нет, вы живого знаете Фальстафа. И множество фальстафов с ним в родстве. Сейчас его увидите в Москве.
Не в Англии, где встарь Елизавета С надменною улыбкой на лице Комедию смотрела во дворце, А в наши дни - в театре Моссовета.
Слово комедия происходит от слов комос ( шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса) и оде, “песнь комоса”.
Комедия в литературе – это противопоставление трагедии, в центре которой непременно выстроен неразрешимый конфликт. А ее благородный и возвышенный герой должен сделать роковой выбор, иногда ценой жизни. В комедии же все наоборот: персонаж ее нелеп и смешон, и ситуации, в которые он попадает, тоже не менее нелепы. Это разграничение возникло еще в античности.
В литературе есть четыре типа комедий:
бытовая комедия. В качестве примера – мольеровский «Жорж Данден», «Женитьба» Н.В. Гоголя;
романтическая (П. Кальдерон «Сам у себя под стражей», А. Арбузов «Старомодная комедия»);
героическая (Э. Ростан «Сирано де Бержерак», Г. Горин «Тиль»);
сказочно-символическая, каковыми являются «Двенадцатая ночь» У. Шекспира или «Тень» Е. Шварца.
В русской литературе есть немало писателей, которые писали комедии. Инсценировку одну из бытовых комедий вам представят обучающиеся 9 класса. Александра Сергеевича Грибоедов «Горе от ума» (отрывок)
Страница «Стихи о войне»
Ведущий 1. Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - священней нету слова.
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет....
(Твардовский)
Ведущий 1. Великая Отечественная война…Тогда многие поэты и писатели
страны вместо пера взяли в руки оружие. Они принимали участие в
армейской печати, были командирами, политработниками и рядовыми
бойцами. Перо было приравнено к штыку, проза надела фронтовую шинель и
шагнула в бой.
Обучающая 11 класса прочитает стихотворение
Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом»
Ведущий 1. Итак, подходит к концу и наш праздник. Давайте спросим у нашей книги, каково ее настроение сейчас?
Книга: (Поднимается на сцену)Ребята, я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике! Вы такие умные, талантливые и так любите литературу. Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!
Ведущий 1. Ребята, посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим, хорошо?
Подошел к концу наш литературный вечер. Мы надеемся, что каждый из вас любит книгу и не устанет путешествовать по удивительной стране «Книжная» вместе с замечательными героями сказок, басен, стихотворений, рассказов, повестей и романов.
Ведущий 1. Книга – учитель, книга - наставник.
. Книга – близкий товарищ и друг.
Книга: Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Ведущий 1: Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга. Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Ведущий 1. Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать - нужно, полезно и модно.
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек в высоком смысле слова становится человеком благодаря литературе Все ценности человек черпает из книг. Книга - источник всех знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
Мы принимали участие в разнообразных конкурсах сочинений, олимпиадах, фестивалях и других мероприятиях. Но главная наша задача - привлечь внимание к чтению. Ведь современный человек не может считать себя образованным, если он не читает. Чтобы быть в курсе всех новостей, открытий, поспевать за новинками в литературе, современному ученику необходимо читать не менее ста страниц в день. К сожалению, этим похвастать мы не можем. Многие ребята даже не записаны в библиотеку. Вы скажете, что все можно найти в Интернете. Но компьютер не может заменить настоящую книгу, в настоящем переплете и с настоящими страницами.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
Я думаю, несмотря на то, что проекта «Читающая школа - читающая семья» завершился, мы обратимся к сокровищнице мирового искусства - литературе, научимся читать, любить книгу и понимать её. Надеюсь, что у каждого из вас появится так называемая «золотая полка» с любимыми книгами наших классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
И в конце нашего праздника мы хотим обратиться к высказыванию К.Г.Паустовского: «Читайте! Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги».