Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем расширяется сфера использования достижений космонавтики: сверхчистые материалы и лекарства, полупроводники с орбиты, самые передовые космические технологии - это уже сегодняшний день. Всё это определяет актуальность профессий в сфере космонавтики для молодого поколения нашей страны!
Не приходится сомневаться, что профессия «космонавт» станет одной из самых востребованных в ближайшем будущем, так как дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства и изучения Вселенной.
Как следствие, возникает проблема знакомства школьников с достижениями в области освоения космоса и профессией «космонавт». Это и обусловило выбор темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Освоение космоса человеком: история полета……….….………,….
5
Первые попытки. Древняя Греция.
Воздушные шары и воздушные змеи в Китае. Первые парашюты и планеры.
Первые ракетные полёты
6
Легче воздуха……………………………………………………………...
8
Тяжелее воздуха…………………………………………………………...
Авиация. Космонавтика.
9
Практическое освоение космоса…………………………………………..
12
Люди и космос……………………………………………………………...
13
Долговременные орбитальные станции………………………………….
14
Заключение……………………………………………………….….………....
14
Литература……………………………………………….
15
ВВЕДЕНИЕ
Завершается лишь пятое десятилетие Космической эры, а мы уже вполне привыкли к таким чудесам, как охватившие всю Землю спутниковые системы связи и наблюдения за погодой, навигации и оказания помощи людям, терпящим бедствие на суше и на море.
Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем расширяется сфера использования достижений космонавтики: сверхчистые материалы и лекарства, полупроводники с орбиты, самые передовые космические технологии - это уже сегодняшний день. Всё это определяет актуальность профессий в сфере космонавтики для молодого поколения нашей страны!
Не приходится сомневаться, что профессия «космонавт» станет одной из самых востребованных в ближайшем будущем, так как дальнейшее развитие земной цивилизации не может обойтись без освоения всего околоземного пространства и изучения Вселенной.
Как следствие, возникает проблема знакомства школьников с достижениями в области освоения космоса и профессией «космонавт». Это и обусловило выбор темы.
Цель исследования: познакомиться с основными этапами освоения космоса человеком и создать информационный справочник «Как стать космонавтом» для знакомства школьников с профессиями в сфере освоения космического пространства.
Объектом исследования выступает космос как сфера практической деятельности человека.
Предметом исследования являются история возникновения профессии «космонавт» и способы знакомства с этой профессией школьников г. Москвы.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить данные литературных источников об истории освоения космоса и возникновении профессии «космонавт».
2. Определить возможные способы знакомства с профессией «космонавт» школьников г. Москвы.
3. Определить содержание тематического справочника «Как стать космонавтом».
4. Собрать информационный и иллюстративный материал и сформировать тематический справочник «Как стать космонавтом».
5. Издать тематический справочник «Как стать космонавтом» с электронным приложением.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ и синтез данных литературы и интернет-источников по проблеме исследования; обобщение и интерпретация полученных результатов.
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Мириады мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания.
Изображения крылатого человека встречаются в наскальных рисунках пещерных людей.
Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полётах к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, поднимаемая в небо орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
Известен древнегреческий миф о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся к Солнцу на крыльях из птичьих перьев, скреплённых воском.
Первые попытки. Древняя Греция
Мысли и мечты о полётах в космос, о непосредственном посещении человеком других небесных тел встречаются уже в трудах древнегреческих мыслителей.
Около 400 лет до нашей эры древнегреческий философ, математик, астроном Архит Тарентский разработал первый летательный аппарат, представляющий собой модель птицы и пролетел около 200 метров. Эта машина, которую изобретатель назвал «Голубем», вероятно, подвешивалась на тросе или на стержне во время полёта.
Воздушные шары и воздушные змеи в Китае
Изобретение летающих фонариков приписывается китайскому генералу Чжугэ Ляну (180-234 гг. н.э.), который использовал их, чтобы вселять страх во вражеские войска. Масляная лампа была установлена под большим бумажным мешком, который поднимался с горячим воздухом от лампы.
Враги были охвачены страхом из-за света в воздухе, думая, что божественная сила помогала ему. Этот фонарик явился прототипом аэростатов с оболочкой, наполненной горячим воздухом.
Там же, в Китае, были изобретены и воздушные змеи. А в 559 году описан первый полёт человека, привязанного (в виде наказания) к бумажным змеям.
Первые парашюты и планёры
В средние века в древней Испании (Аль-Андалус) зарегистрировано несколько попыток полёта арабского учёного и изобретателя Аббаса ибн Фарнаса. В 852 году он сделал крылья из ткани, натянутой на деревянные распорки. С этим похожим на зонтик аппаратом Фарнас спрыгнул с минарета Великой Мечети и упал, получив незначительные травмы. Его устройство, как полагают, явилось прообразом современного парашюта.
Двадцать пять лет спустя, в возрасте 65 лет, Фарнас разработал улучшенный проект. Он взял каркас с крыльями и, управляя им, продержался в воздухе в течение достаточно долгого времени, по некоторым подсчётам целых десять минут. Это было первой попыткой управляемого полёта, который, вероятно, был первым дельтапланом.
Спустя пять столетий после Фарнаса великий итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи нарисовал чертёж дельтаплана.
Сам учёный никогда не летал на своих аппаратах. По его чертежам, и из материалов, доступных в то время, в конце XX века был построен аппарат, который мог летать.
Первые ракетные полёты.
Первые ракетные полёты человека начались в Китае, с времён создания пороха. Сначала появились первые реактивные устройства - ракеты, применявшиеся для подачи сигналов, праздничных фейерверков и для использования на войне (пугать конницу противника).
Затем, в начале 16 века, на воздушных змеях, оснащенных пороховыми ракетными двигателями, были осуществлены первые попытки полётов человека.
Эти попытки были продолжены турецкими учёными в XVII веке. В 1633 году был совершен первый известный пример удачного полёта пилотируемой ракеты и аппарата с искусственным двигателем. Брат турецкого учёного Хезарфена, поднялся в воздух на ракете, которая была сделана из большой клетки с конической вершиной, заполненной порохом. Посадка совершалась при помощи крыльев, прикреплённых к его телу и сыгравших роль парашюта после того, как порох был использован. Полёт продолжался около 20 секунд. Максимальная высота достигала порядка 300 метров.
Легче воздуха.
Мечты человека вели его всё дальше и дальше к покорению космического пространства.
В Европе активно ведётся работа по освоению воздушного пространства на летательных аппаратах легче воздуха – воздушных шарах, дирижаблях, стратостатах.
Первый общеизвестный полёт человека на воздушном шаре разработки братьев Монгольфье был совершён в Париже в 1783 году. Воздушный шар с двумя пассажирами пролетел 8 км. Воздушный шар нагревался огнём от сжигаемой древесины и не был управляемым, то есть перемещался по воле ветра.
Запуск воздушных шаров-зондов стал популярным развлечением в Европе в конце 18 века, таким образом, человек начал покорять высоту и атмосферу.
Работа над созданием управляемого воздушного шара (дирижабля) (который получил название воздушный корабль) продолжалась в течение 1800-х годов. Первый управляемый пилотом аппарат легче воздуха, оснащённый паровым двигателем, поднялся в воздух в 1852 году и пролетел 24 км.
Управляемый воздушный шар Гиффорда, 1852.
Первые полёты в Париже на воздушном шаре и создание полностью управляемых дирижаблей было в значительной степени заторможено развитием аппаратов тяжелее воздуха.
Тяжелее воздуха.
Эксперименты с планёрами заложили основу строительства аппаратов тяжелее воздуха, и в начале 20 века прогресс дал возможность управляемого полёта с двигателем.
Так зародилась Авиация - летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве.
С этого времени, авиаконструкторы изо всех сил пытались создать аппараты, которые были бы быстрее, летели дальше и выше, и имели бы более простое управление.
Первые самолёты.
Но чем выше покорялось воздушное пространство, тем больше хотелось заглянуть в самые глубины Вселенной.
Космонавтика (от греческого слова - Вселенная) (искусство мореплавания, кораблевождение) – процесс исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов.
Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника, скромного калужского учителя физики и математики Константина Эдуардовича Циолковского.
Он сумел рассмотреть в известной нам пороховой ракете прообраз могучих космических кораблей.
В 1903 году Циолковский опубликовал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где высказал, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и даже навсегда покинуть Землю, - это ракета.
В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство».
Основоположником практической космонавтики является великий советский ученый и конструктор в области ракетостроения Сергей Павлович Королёв - главный конструктор первых ракет-носителей, искусственных спутников земли, пилотируемых космических кораблей.
С.П. Королёв - пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области.
После знакомства с работами К.Э. Циолковского Королёв увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа.
Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С.П.Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.
21.08.1957 года состоялся первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Этот день считается днем создания межконтинентальной баллистической ракеты - базовой ракеты, модификации которой в течение почти 50 лет используются для выведения в Космос сначала автоматических спутников и станций, а затем и пилотируемых кораблей.
С.П.Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Благодаря его усилиям, конструкторским наработкам и организационным талантам в нашей стране появилось стратегическое ракетное оружие и программа освоения космоса.
Практическое освоение космоса.
Начало проникновения человека в космос было положено 4 октября 1957 года. В этот памятный день вышел на орбиту запущенный в СССР первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 86,3кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.
День запуска первого в Мире искусственного спутника Земли официально признан началом Космической Эры Человечества.
Чтобы открыть человеку дорогу в Космос предстояло решить множество медико-биологических проблем, изучить влияние космического излучения и нагрузок на живые организмы. С 1951 года животные стали верными помощниками в исследовании неизведанных далей околоземного космического пространства.
Среди подопытных животных встречаются и свои Герои.
В августе 1960 года на втором советском космическом корабле-спутнике, названном «Спутник-5» отправились в полет пассажиры - советские собаки-космонавты Белка и Стрелка, которые предварительно прошли продолжительные тренировки.
Белка и Стрелка. На космическом корабле.
Люди и космос.
Грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал первый полёт человека в космос.
В исторический день 12 апреля 1961 года стартовал в космос корабль «Восток» с первым в истории человечества летчиком-космонавтом на борту Юрием Алексеевичем Гагариным. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.
Слава о новом беспримерном подвиге советского народа в деле освоения космического пространства громовым эхом прокатилась по всему миру. Она вызвала радость и восхищение в сердцах наших друзей. Так родилась новая профессия – космонавт.
После старта Юрия Гагарина началась эпоха полётов человека в космос.
В июне 1963 года в космосе побывала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Она совершила свой полёт на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток.
В марте 1965 года космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход в космическое пространство.
Другое выдающееся событие в области космонавтики — высадка человека на Луну состоялось 21 июля 1969 года. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: — «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».
Важным шагом в развитии Космонавтики стали американская Космическая транспортная система Спейс шаттл (космический челнок) и советский транспортный космический корабль «Буран».
Шаттл и Буран являются многоразовыми космическими кораблями, запускаются в космос с помощью ракет-носителей, осуществляют манёвры на орбите как космические корабли и возвращается на Землю как самолёт.
Долговременные орбитальные станции.
Важным направлением советской программы космических исследований является создание долговременных орбитальных станций.
В 1977 году вышла на орбиту летающая лаборатория «Салют- 6», которая служила для космонавтов гостеприимным жильём более трёх с половиной лет.
В апреле 1982 года ей на смену пришла усовершенствованная долговременная станция второго поколения «Салют-7».
Наконец, весной 1986 года встала на космическую вахту крупногабаритная орбитальная станция «Мир» - целая гостиница на орбите.
Изучение и исследование Космоса становится одной из самых
актуальных тем в наше время. Во многих странах ведутся работы и готовятся программы по освоению космического пространства и ближайших планет Солнечной системы. В будущем планируется построить громадную космическую станцию в форме колеса около 1 километра в диаметре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы ещё не осознали в полной мере грандиозности того, что случилось, - «большое видится на расстоянье». Космос стал рабочей площадкой, а человек существом космическим. И возможностям его разума нет границ.
Сегодня, сидя за школьной партой, познавая законы физики и механики, мы набираем багаж знаний для дальней дороги. И это стремление учиться благородно, ибо это стремление к будущему. Сегодня на орбитах действуют станции с исследовательскими и испытательными целями, а завтра они станут внеземными заводами и лабораториями, городами-спутниками. Тем прекраснее будут дары неба, которые, несомненно, откроют перед нами такие богатства, о которых мы не можем сейчас и предполагать. Сегодня и завтра… Как быстро происходит их смена!
В результате работы над проектом:
1. Выявлены возможные способы знакомства школьников с профессией «космонавт», такие как посещение музеев, выставочных центров, планетариев, занятия в кружках и секциях моделирования, авиа – и лего – конструирования, посещение детских летних аэрокосмических школ на базе лагерей отдыха, чтение энциклопедий, использование интернет- ресурсов.
2. Составлен тематический справочник «Как стать космонавтом». С указанным справочником можно ознакомиться в приложении к проекту.
Справочник может широко использоваться учителями, родителями и учениками для подготовки к урокам по окружающему миру, по литературному чтению, и другим предметам в старшей школе, для проведения классных часов, в проектной деятельности. Также может быть рекомендован для библиотек, школьных уголков по профориентации.
ЛИТЕРАТУРА
Г.В. Железняк «Космос» Серия «Вопрос-ответ», Москва 2008 г.
В. Шаталов, М. Ребров «Космос: Рабочая площадка», Москва 1978 г.
Пер. с англ. И.Павловой, Т. Парфеновой, В. Дородницына «Иллюстрированная энцеклопедия для мальчиков, Москва 2007 г.
Пер. с англ. Т. Покидаевой «Большая детская энцеклопедия», Москва, 2008 г.
Интернет-ресурсы.
Брошюра
Информационный справочник «Как стать космонавтом»
Музеи.
Мемориальный музей космонавтики
В настоящее время музей и прилегающая Аллея Героев космоса открыты после реконструкции. Значительно расширенная и обновленная экспозиция позволяет демонстрировать полномасштабную ракетно-космическую технику.
В специальных зонах размещены интерактивные экспонаты, которые включают в себя тренажеры, идентичные тренажерам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина: тренажер транспортного космического корабля сближения и стыковки, виртуальный тренажер международной космической станции, тренажер пилота поискового вертолета. В музее находится выполненный в миниатюре Центр управления полетами, где можно наблюдать Международную космическую станцию в реальном времени и осуществлять переговоры с экипажем. Интерактивная кабина "Буран" с системой подвижности и панорамным стереоизображением. Интерактивный познавательный и обучающий класс, выполненный в виде кают-компании.
Тематическая экскурсия « Я - будущий космонавт»
(для учащихся начальных классов)
Космонавт. В нашем представлении эта профессия овеяна ореолом романтизма. Но что на самом деле за этим стоит? … Тяжелый и часто небезопасный труд. Каждодневные тренировки на Земле... Все это - для людей целеустремленных, с отменным здоровьем, интеллектом, жаждой знаний. Базовый блок орбитальной станции «Мир», подлинные спускаемые аппараты космических кораблей «Союз», мини-ЦУП расскажут о том, как живут и работают космонавты на орбите.
Адрес:
129164, Москва, пр. Мира, д.111 (Проезд: ст. м. "ВДНХ").
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э Циолковского
Российская Федерация, 248600, г. Калуга, ул. Академика Королева, 2 Телефон (4842) 745004; Факс (4842) 574333. Режим работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 9.30 до 17.00, среда - с 11.00 до 19.00, понедельник - выходной день, последняя пятница месяца - санитарный день, второй четверг месяца - бесплатный вход для детей до 18 лет.
Как добраться: из Москвы и других городов до Калуги - см. расписание транспорта; по Калуге: с ж/д и автовокзалов - маршрутное такси №1 - до остановки "Парк Циолковского", маршрутные такси №29, 31 - до остановки "6-я школа", троллейбусы №1, 12 - до остановки "улица Кирова" с дальнейшей пересадкой на троллейбус №13, маршрутное такси №4, 72 до остановки "Парк Циолковского". Из других районов Калуги: троллейбус №13, маршрутное такси №4, 72 - до остановки "Парк Циолковского"; троллейбус №18, маршрутные такси №3, 3к, 64, 73 - до остановки "6-я школа".
Дом-музей К.Э.Циолковского
Российская Федерация, 248600, г. Калуга, ул. Циолковского, 79 Телефон (4842) 746180. Режим работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 9.30 до 17.00, среда - с 11.00 до 19.00, понедельник - выходной день, последняя пятница месяца - санитарный день, второй четверг месяца - бесплатный вход для детей до 18 лет.
Как добраться: из Москвы и других городов до Калуги - см. расписание транспорта; по Калуге: с ж/д и автовокзалов - маршрутное такси №1, 29, 31 - до остановки "6-я школа", троллейбусы №1, 12 - до остановки "улица Кирова" с дальнейшей пересадкой на троллейбус №13, маршрутное такси №4, 72, 73 до остановки "Парк Циолковского". Из других районов Калуги: маршрутное такси №4, 72 - до остановки "Парк Циолковского"; троллейбус №13, 18, маршрутные такси №3, 3к, 64, 73 - до остановки "6-я школа".
Музей-квартира К.Э. Циолковского
Российская Федерация, 248010, г. Боровск Калужской области, ул. Циолковского, 49 Телефон (48438) 43999. Режим работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 9.30 до 17.00, среда - с 11.00 до 19.00, понедельник - выходной день, последняя пятница месяца - санитарный день, второй четверг месяца - бесплатный вход для детей до 18 лет.
Дом –музей А.Л. Чижевского
Российская Федерация, 248016, г. Калуга, ул. Московская, 62. Телефоны (4842) 561139, (4842) 723295. Режим работы: Вторник, четверг, пятница, суббота - с 9.30 до 17.30. Среда - с 11.00 до 19.00. Выходные - воскресенье, понедельник. Последняя пятница месяца - санитарный день.
Как добраться: из Москвы и других городов до Калуги - см. расписание транспорта; по Калуге: с ж/д и авто вокзалов - троллейбус №12, маршрутное такси №1, 12, 29, 31, 45, 76 - до остановки "Концертный зал". Из других районов Калуги: троллейбус №2, маршрутное такси №61 - до остановки "14-я школа"; троллейбусы №2, 5, 11, маршрутное такси №95, 97 - до остановки "Концертный зал".
Мемориальный музей космонавтики г. Москва, Проспект Мира, 111, метро «ВДНХ» Открыт 10 апреля 1981 года в стилобате обелиска «Покорителям Космоса» к 20-летию полёта в космос Юрия Гагарина. Часы работы: ежедневно, с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. (495) 686-37-14, (495) 683-79-14
Дом-музей Сергея Павловича Королёва г. Москва, Останкинский 6-й пер., 2/28, метро «ВДНХ» В этом доме Сергей Павлович Королёв жил с 1959 по 1966 гг. Посещение экскурсионное в среду, пятницу, четверг, субботу, воскресенье. Начало сеансов в 11.00, 12.00, 14.00, 15.00. Выходные: понедельник, вторник, пятница. (495) 683-81-97
Музей Центрального Дома авиации и космонавтики
г. Москва, Красноармейская ул., 4, метро «Динамо», троллейбус 12, 70, автобус 110, до остановки «Улица Пилота Нестерова» Открыт в 1924 году. Часы работы: ежедневно, с 10.00 до 18.00, выходной понедельник. (495) 612-54-61
Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского
г. Москва, Радио ул., 17, проезд от метро «Красные ворота» — троллейбус № 24 до остановки «Улица Радио»; от метро «Бауманская» — трамвай № 50, 37, 45 до остановки «МГТУ»; от метро «Авиамоторная» — троллейбус № 24 до остановки «Улица Радио», трамвай №50, 37 до остановки «Улица Радио» Музей одного из основоположников авиационной науки Николая Егоровича Жуковского (1847-1921 гг.) расположен в двухэтажном каменном особняке XVIII-XIX вв., где учёный работал в 1915-1920 гг. Здесь находились теоретические курсы авиации, Авиатехникум и ЦАГИ. Музей открыт 17 января 1956 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1947 года «Об увековечивании памяти Н. Е. Жуковского и к 100-летию со дня его рождения». Материалы музея рассказывают о создании отечественной авиационной науки; в музейное собрание входят коллекции моделей самолетов, вертолетов, планеров, первых ракет, макеты первого искусственного спутника Земли, космического корабля «Восток» и других космических аппаратов, модели авиационных и ракетных двигателей, аэродинамических труб, художественные картины и портреты, скульптуры, коллекции авиационных знаков и медалей. Часы работы: в будни, с 10.00 до 16.00. Выходные: суббота, воскресенье. Посещение экскурсионное по предварительным заявкам. (495) 267-90-91, доб. 41-85 (директор), (495) 267-90-91 доб. 42-30 (дежурный)
Музей морского космического флота
Время работы: среда, четверг с 10:00 до 18:00 Экскурсии группами до 25 чел., бесплатно.
Музей основан в 1998 г. при культурном центре «Митино».
Экспозиция включает более 700 экспонатов и рассказывает об истории создания и участия флота в освоении космического пространства. Демонстрируются коллекции фотографий моделей кораблей флота, карта районов работы, коллекции флоры и фауны океана, средства спасения на море, памятные знаки, медали, документы, коллекции видеофильмов о космосе и флоте, книги о космической эскадре.
Адрес музея: г. Москва, ул. Митинская, д.31 корп.1 (Культурный центр «Митино»). Телефон музея: (495) 567-6020.
Музей экспериментального завода Авиационного комплекса имени А. Н. Туполева
г. Москва, Дубининская ул., 68, метро «Павелецкая», трамвай 3, 35, 38, остановка «Фабрика «Красные суконщики»; метро «Серпуховская», пешком по улице Щипок. Открыт с 10.00 до 14.00, кроме выходных. Посещение по предварительным заявкам. 235-24-57
Музей истории Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева
г. Москва, Новозаводская ул., 27, Дворец культуры имени С. П. Горбунова, метро «Багратионовская», автобус 653, до остановки «Новозаводская улица». Открыт с 10.00 до 17.00, кроме выходных. Посещение по предварительным заявкам.
Музей истории ОАО «Камов» (Ухтомского вертолётного завода)
Московская область, г. Люберцы, 8-го марта ул., 8 А; проезд электричкой с Казанского вокзала до станции «Ухтомская». Создан в 1972 году. Представляет историю вертолётостроения. Открыт с 10.00 до 17.00, кроме выходных. Посещение по предварительным заявкам. 558-29-46
Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ в Монино
посёлок Монино, Щёлковский район, Московская область, проезд на электричке с Ярославского вокзала до станции «Монино», выход на правую сторону, далее пешком до Военно-Воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, либо — от метро «Партизанская», автобус 322 «Москва-Ногинск», до остановки «Военно-Воздушная академия имени Ю. А. Гагарина», либо от метро «Щёлковская», с автовокзала на маршрутном такси «Автолайн» № 362 до конечной станции Один из крупнейших в мире авиационных музеев открыт в 1960 году на базе ремонтных авиационных мастерских при Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и находится в ведении Министерства обороны России. Часы работы: в понедельник, вторник, четверг, пятницу с 09.30 до 13.30 и с 14.15 до 17.00; в субботу — с 09.00 до 14.00. Выходные — воскресенье, среда. (495) 747-39-28, (495) 526-33-27
Планетарии.
Планетарий в г. Калуга.
Российская Федерация 248600, г. Калуга, ул. Академика Королева, 2 Телефон (4842) 749707 .
Режим работы: вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - начало сеансов в 11:00, 12:30, 14:30, 16:00 при количестве проданных на сеанс билетов не менее 20; понедельник - выходной день, последняя пятница месяца - санитарный день.
Как добраться: из Москвы и других городов до Калуги - см. расписание транспорта; по Калуге: с ж/д и автовокзалов - маршрутное такси №1 - до остановки "Парк Циолковского", маршрутные такси №29, 31 - до остановки "6-я школа", троллейбусы №1, 12 - до остановки "улица Кирова" с дальнейшей пересадкой на троллейбус 13, маршрутное такси №4, 72 до остановки "Парк Циолковского". Из других районов Калуги: троллейбус №13, маршрутное такси №4, 72 - до остановки "Парк Циолковского"; троллейбус №18, маршрутные такси №3, 3к, 64, 73 - до остановки "6-я школа".
г. Москва.
1. Планетарий культурного центра Вооруженных сил РФ
М. Достоевская, Суворовская пл. д.2
Касса работает по понедельникам, средам и пятницам с 11 до 15 часов в здании планетария.
Заявки принимаютсятолько по телефону в понедельник, среду и четверг с 11 до 16 часов.
Сеансы проводятся по вторникам, средам, четвергам и пятницам. Возможное время начала в 11.00, 13.00, 15.00 и 16.00 часов (для начальной школы только 11.00 и 13.00). Продолжительность около часа.
2. Московский Планетарий.
ул. Садово-Кудринская. д 5 (на реконструкции).
м. "Баррикадная", "Краснопресненская".
Московский планетарий был создан в 1929 году по решению Правительства СССР при активном участии ученых столицы и всей страны. До начала 1990‑х оставался в числе крупнейших и наиболее уважаемых учреждений этого типа. В 1987 году в нем проходил Всемирный конгресс директоров планетариев. Однако в 1994 года Московский планетарий прекратил свою деятельность и был закрыт на реконструкцию, которая фактически началась лишь в 2002 году и на текущий момент ещё не завершена. Историческое здание планетария подняли на шесть метров – Площадь здания увеличилась с трех до 14 тысяч квадратных метров. В главном зале заменен купол, на который проецируется изображение звездного неба.
3. Планетарий на Воробьевых горах (при Московском городском Дворце детского юношеского творчества).
Планетарий включает в себя помещения фойе и звездного зала. Звездный зал имеет купол диаметром 8 метров и рассчитан на 40 человек. В планетарии проводятся: Заказные лекции для школ, интернатов, техникумов, училищ города Москвы и Московской области. Лекции для детей с родителями, посещающих праздники во Дворце. Лекции для школьников в дни школьных каникул. Встречи учащихся с учеными, космонавтами. Отдел астрономии и космонавтики Дворца детского творчества : Платные лекции проводятся по вторникам, средам, четвергам и пятницам с 10:00, 11:30, 13:00 и 14:30.
Численность групп не менее 20 человек, но не более 45. Заказ можно сделать по телефону 939-89-67 или непосредственно во Дворце.
Государственные образовательные учреждения
Аэрокосмический лицей МОУ № 13.
Отличительной особенностью лицейской образовательной системы и её своеобразием является аэрокосмическое образование.
Адрес лицея: 141400, Россия, Московская обл. г. Химки, Куркинское шоссе, д.18
телефон: (495) 571-41-91
Всероссийский детский и молодежный центр аэрокосмического образования им. С.П. Королева Мемориального музея космонавтики (ВДМЦ АКО)
ВДМЦ АКО несколько лет подряд проводятся летние аэрокосмические школы, в различных образовательных учреждениях Москвы, Калужской области, Республики Саха и т.д.
Кружки авиамоделирования, отделы космонавтики и астрономии
Московский городской дворец детского (юношеского) творчества.
Отдел астрономии и космонавтики
Основным предметом его деятельности является космическое образование: дополнительное образование учащихся в области астрономии, космонавтики, геофизики и летного дела; научное, техническое и иное творчество детей, подростков и молодежи в названных направлениях; социализация и профессиональная ориентация; допрофессиональная подготовка по специальностям, связанным с исследованием и освоением космоса, с авиацией и геофизикой; содействие в рамках интеграционных программ общему среднему образованию с углубленным изучением астрономии, космонавтики и точных наук.
Деятельность отдела осуществляется в структурных подразделениях:
- учебный сектор
-планетарий
- сектор астрономии и геофизики
- сектор перспективных программ космического образования
- сектор авиации и космонавтики
- лаборатория «Тайны Вселенной»
- лаборатория информационных технологий
Отдел является инициатором и организатором проведения различных конкурсов:
- «Космический патруль»;
- детского творчества по астрономии и физике космоса;
- детского и юношеского творчества «Утро космической эры».
Разработана и внедрена программа нового типа - «Эксперимент в Космосе». Она многопрофильная, рассчитанная, прежде всего, на ребят, уже углубленно изучающих какую-либо область науки или занимающихся научно-техническим творчеством. Программа открыта не только для москвичей, но также для юных исследователей России и других стран. Учащиеся под руководством педагогов, ученых и специалистов в конкурсном порядке могут включиться в планирование, подготовку и проведение научных и образовательных экспериментов на борту Международной космической станции, транспортного корабля или биоспутника. В конкурсе «Эксперимент в Космосе» участвуют реферативные работы, демонстрационные учебные эксперименты, исследовательские и инженерные проекты, макеты, модели и действующие устройства, результаты научных исследований по следующим направлениям: «Наука о жизни», «Перспективные технологии», «Физико-технические исследования», «Астрофизика, геофизика и физика космоса», «Демонстрационные учебные эксперименты».
На базе подразделения работают следующие группы:
"Космос и искусство" (10-17 лет)
"Астрономия. Космос. Культура" (11-13 лет)
"Космос в культуре" (15-18 лет)
"Археастрономия" (13-18 лет)
"Космический театр" (15-18 лет)
«Земля-планета» (14-16 лет)
«История авиации и космонавтики (дистанц. обучение)» (12-18 лет)
«Цифровая фотография и компьютерная обработка изображения» (14-17 лет)
"Тунгусский метеорит" с элементами дистанц. обучения» (14-18 лет)
«Телескопостроение и астрономическое моделирование» (14-18 лет)
«Воздушная навигация» (14-17 лет)
«Авиационная техника» (14-17 лет)
«Космонавтика» (14-17 лет)
«Аэродинамика» (14-17 лет)
«Авиационная техника» (14-17 лет)
«Flash-анимация в астрономии» (12-16 лет)
«Эксперимент в космосе (дистанц. обучение)» (12-17 лет)
"Музей авиации и космонавтики" (11-16 лет)
«Авиационное многоборье» (13-17 лет).
Кружки авиамоделирования
1.Кружок Авиамоделирование Возраст:10–17лет и старше Дни занятий: Четверг 14.30–19.00 Адрес: ул. Борисовские пруды 16 корп. 4 Авиамодельный кружок охватывает учащихся пятого и более старших классов, проявляющих интерес к техническому творчеству и желающих строить и запускать авиамодели. З накомство с ручным, столярным, слесарным инструментом, усваивание навыков работы с инструментами. Формирование у школьников интереса к техническому творчеству. Тренировка у школьника внимания, усидчивости координаций движений. Ознакомление с существующими классами летающих моделей планеров, самолетов и ракет. Свободно летающие модели. Кордовые модели. Радиоуправляемые модели. Модели-копии. Модели ракет. Изготовление электрической кордовой модели самолета.
2. филиал КЦ "Митино" – музей морского космического флота. Адрес: Пятницкое шоссе, д. 45, Вторник, четверг14–18, Телефон: Справки 751–2804, 794–1020 Приглашаются школьники от 10 лет в секцию АВИАМОДЕЛИРОВАНИЯ. В программу обучения входит: теоретическое обучение, практические занятия (конструирование и изготовление летающих и стендовых моделей планеров, самолетов и т. д.). Занятия проводятся на бесплатной основе.
3. Пилот (кружок авиамоделирования, Дом юного техника СВАО) Детская площадка, Студии, школы Принимаются дети от 7 лет. Занимаясь в кружке, дети уже через год начинают разбираться в чертежах, демонстрируют удивительное владение технической терминологией, ловко управляются не только с ножницами и циркулем, но и инструментами посложнее.
Кружки авиамоделирования в ЮВАО есть: - СЮТ (Станция юных техников) в Кузьминках - ул. Юных Ленинцев, д.79, кор.2, тел. 172-28-97; - Дворец пионеров и школьников им.А.П.Гайдара в Текстильщиках - ул. Шкулева, д. 2, тел. 179-65-11.
*****
Путеводитель - приложение к справочнику
(адрес электронной почты, либо сайт, указанных в справочнике музеев, планетариев, секций и т.д.)
Планетарий на Воробьевых горах (При Московском городском Дворце детского юношеского творчества ) http://www.mgdvorec.ru/about/structure/astronomy/planetary/
Образовательные учреждения
Аэрокосмический лицей МОУ № 13, http://akl-13.ru/
Центры образования
1. Всероссийский детский и молодежный центр аэрокосмического образования им. С.П. Королева Мемориального музея космонавтики (ВДМЦ АКО) www.edu.of.ru/vdmcako/.