Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка и чтения
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка и чтения
Работа посвящена проектно исследовательской деятельности. В работе описывается опыт работы с учащимися начальных классов по использованию проектно исследовательской работе на уроках и внеуурочной деятельности. В процессе работы используются презентации, наблюдения, проеведение опытов и т.д. Эта работа буде полезна учителям начальных классов, руководителям внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность младших школьников на уроках русского языка и чтения »
МКОУ Соляновская СОШ
Мастер - класс
Васильева Антонина Ивановна
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
“Учение без размышлений – тщетный труд; Размышления без учения – пагубны”.
Конфуций
В настоящее время проектно-исследовательская работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Основной принцип исследовательской деятельности ребенка
“Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу.
Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.
Первая из них – развитие умений видеть проблему. Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.
Вторая методика – развитие умений задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Третья методика – развитие умений давать определения понятиям.
Приемы:
1. Описание.
2. Сравнение.
Изучив много литературы по данной теме, я неоднократно проводила уроки с использованием исследовательской деятельности. Перейду от теории к практике. А именно хочу поделиться опытом применения исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературного чтения. В качестве примера использования приведу урок литературы во 2 классе.
Б. С. Житков «Храбрый утенок». До проведения урока дети были распределены на группы, и каждая группа получила задания:
1. Найти материал о стрекозе и изучить строение стрекозы.
2. Узнать чем она питается и какие издает звуки?
3. Чем полезна и вредна стрекоза?
4. Найти материал и рассказать об утках.
Прочитав рассказ, дети задались проблемой «Почему утята боялись стрекозы?». Для разрешения этой проблемы решили выдвинуть гипотезы:
1. Она большая и страшная.
3. Она больно кусается.
4. Почему утят не защищала мама?
Я распределила детей на группы, и каждая группа получила задание:
В результате поисков был найден и озвучен на уроке материал о стрекозах, об утках:
Настало время проверить предложенные гипотезы. При чтении рассказа дети работали теми же группами. В результате работы выяснили, что по сравнению с утятами стрекоза их меньше, ест очень мало, утят не кусает, страшные звуки издает крыльями. Почему утят не защищала их мама – потому что многие хозяева сами растят утят без утки. Прочитав рассказ, сделав рисунки стрекозы и утят, пересказав и разыграв этот рассказ, дети сделали вывод: почему утята боятся стрекозы?:
Потому что они были еще маленькие и глупые, и ничего не знали о стрекозах.
Когда стрекоза прилетала, на утят падала большая тень от нее, она издавала громкие звуки от крыльев, и им казалось что стрекоза очень большая.
Хозяйке нужно было покараулить утят и выяснить, почему утят ничего не едят.
Таким образом, учащиеся провели исследовательскую работу. А именно:
сами нашли и прочитали, узнали много интересного о стрекозах, об утках;
учатся работать с познавательной литературой и компьютером;
повышали и развивали познавательный интерес, технику чтения, речь;
учились работать в группах;
Еще один урок литературного чтения во 2 классе с использованием исследовательской деятельности был проведен по теме «Весна в произведениях русских и современных поэтов». Для этого учащимся было предложено изучить:
Действительно ли у нас наступила весна.
Как в давние времена назывались весенние месяцы.
Найти и выучить стихотворения русских и современных поэтов о весне.
В результате проведенной работы, а она длилась 2 недели, дети собрали достаточно много материала и мы решили всю работу показать на открытом уроке в школьном форуме.
Результаты проделанной работы учащихся:
1. Рисунки о весне, иллюстрации к произведениям русских поэтов;
2. Сочинения о признаках наступления весны.;
3. Выученные стихи;
4. Презентация (наблюдения за весенними изменениями);
5. Узнали, как называются весенние месяцы.
Программа первого полугодия 3 класса предполагает знакомство детей с жанрами народного творчества русских людей в курсе литературного чтения. Уже в 1-2 классах состоялось знакомство с загадками, поговорками, считалками, пословицами, русскими народными песнями. Надо сказать, что при достаточной логичности и последовательности изучения творческого народного наследия методика слабо реализует возможность формирования у детей представления как о жизни русского человека.
Мы решили запустить большой проект на уроках литературного чтения «Русские люди». В результате большой проведенной работы учащиеся изучили разную литературу о жизни русского человека, научились работать с компьютерной энциклопедией Кирилла и Мефодия, выходить в Интернет, составили сообщения, презентации. Маша изучала одежду русских людей, Марину заинтересовала проблема старинные книги и она приготовила доклад, Антон изучал посуду и блюда русских людей, Таня - имена, фамилии, отчества русских людей, а Юру заинтересовала тема - славянские духи. Итогом проведенной работы стало внеклассное мероприятие по чтению «Русские люди» внутри класса, где дети защищали свои работы, получили дипломы и подарки. Затем обработали собранный материал и выступили в общешкольном мероприятии «Народы России», где заняли 1 место.
Следующий проект и проведенная исследовательская работа на уроках русского языка и чтения «Фразеологизмы в нашей речи». Этот проект мы запустили в 3 классе в конце года на 2 недели.
Задача проекта:
Узнать, что такое фразеологические обороты и научиться их применять в своей речи.
В течение проекта собирали и обрабатывали информацию, собранную детьми совместно с родителями в форме:
1. Выполнение упражнений по распознаванию фразеологизмов.
2. Научились разгадывать и составлять ребусы
3. Учились употреблять фразеологизмы в своей речи.
Следующей большой работой было провести опрос и понаблюдать в своей речи, среди родственников, соседей и выяснить какие фразеологизмы употребляются и какие из них чаще всего.
Итог всей работы: открытый урок русского языка в рамках школьного форума.
В 4 классе дети уже самостоятельные умеют очень много, а именно: работать с научно познавательной литературой, владеют компьютером, в том числе Интернетом, поэтому в течение года мы запустили несколько проектов.
Первый проект, который мы запустили в первом полугодии «Мой дом». Дети в течение 2 недель собирали материал по своему дому, своей родословной, составляли генеалогическое древо своей семьи, герб своей семьи, собирали материал о своих родственниках – участниках войны, о родственниках, которые стали знаменитыми, оформляли материал в виде презентации, в виде папки – раскладушки, альбома, фотовыставки, затем защищали свою работу. Защита его прошла в виде внеклассного занятия совместно с родителями
Следующий проект запустили во втором полугодии. Здесь детям было предложено несколько тем по которым нужно было провести исследовательскую работу. Темы были следующие:
1. «Зимующие птицы на моей кормушке»- 3 учащихся, «Самое знаменитое озеро Байкал» - 1; «Русская печка» - 2, «Удивительные машины 21 века» -1, «Исследование снега» - 1, «Славянские духи» - 1, «Мои кошки» - 1, « Самое удивительное животное»- 4, «История слова земля» - 1. Во время подготовки к защите своих работ дети изучили очень много литературы, лучше научились пользоваться Интернетом, научились самостоятельно делать презентации, проводили анкетирование среди учащихся, учителей, жителей поселка, проводили эксперименты. А самое главное дети учатся выступать перед публикой, развивается свободная речь, познавательная активность. Итоговое занятие прошло в виде защиты работ. Защита проходила внутри класса. По итогам было отобрано несколько работ на общешкольную научно- практическую конференцию, которая проводилась силами учащихся с 3 – 5 классов. С моего класса выступали 3 детей, которые заняли 1, 3 и 4 место.
А сейчас начинаем нашу творческую мастерскую по теме «Фразеологизмы».
Надеюсь, что гонять лодыря, и сидеть, сложа руки мы на уроке не будем.
- Как вы понимаете выражения, которые услышали?
- Как называются такие выражения?
- В нашей жизни и в русском языке встречается много фразеологизмов, которые тонко подмечают недостатки людей, их хорошие или плохие качества.
-Сейчас вы увидите фразеологизмы о части тела человека, вам нужно догадаться о каком предмете там говорится, объяснить значение фразеологизма и закодировать это слово. Закодировать можно разными способами: рисунком, ребусом, кроссвордом и т.д.
1 группа. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют.
2 группа. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают.
3 группа Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.
( ответы – рисунки)
- А сейчас попробуйте по иллюстрациям разгадать фразеологические
обороты и их объяснить.
Рефлексия.
- Ну а теперь давайте попробуем оценить свою работу в нашей творческой мастерской, выбрав тот фразеологизм, который соответствует вашему настроению.