kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование новых образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт использования в начальной школе метода проектов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование новых образовательных технологий»



Использование новых образовательных технологий

Выступление на ШМО




Учитель начальных классов

Долгополова В.Л.


С введением новых образовательных учреждений, новых программ образовательный уровень стал более содержательным. Естественно, эти процессы требуют новых технологий, нового подхода, новых методов работы.

Программа развития нашей школы охватывает все аспекты совершенствования образовательной деятельности школы, в том числе:

  • учебно-воспитательные

  • научно-методические

Программа исходит из предположения о том, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса. Он не только готовится к будущей жизни, но уже живет в микросоциуме, которым является гимназия. В связи с этим, главной задачей педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании самого образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий – это те задачи, которые позволяют создать условия для оптимального развития каждого ребенка.

Статус школы предопределяет такой подход ко всей системе образовательно-воспитательного процесса уже с начальной школы, когда образовательно-воспитательные запросы, интересы, мотивы, способности каждого учащегося должны предопределять содержание и характер педагогической деятельности учителей. Стояла задача, чтобы наряду с инвариантной частью учебных программ, решались вопросы дифференциации учебной деятельности, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. По-другому стал видеться сам труд учителя.

Статус педагогического труда требует от каждого учителя научно-исследовательского творчества, поиска оптимальных технологий и методов обучения.

Начинать эту работу с начальной школы. Активно внедрять в практику учителей личностно-ориентированные технологии в обучении, воспитании учащихся:

  • Метод обучения в сотрудничестве (методы КСО: работа в парах, в малых группах);

  • Методика работы по индивидуальному плану;

  • Разноуровневое обучение;

  • Метод проектов

Самым распространенным среди используемых учителями методов является метод проектов. Именно эта деятельность детей и учителей наиболее подошла к системе организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе.

Что же такое проект?

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, выдвигать гипотезы, принимать решения и развивать критическое мышление. Формировать эти качества в ученике – основная задача современной школы. Начать эту работу мы решили с начальной школы.

Помимо этого, метод проектов гармонично сочетается с групповыми формами работы, которые учителя нашей школы освоили ранее и внедряют активно в практику своей работы, то есть обучение в сотрудничестве является как бы частью проектной технологии.

Работа по проектам в корне изменила парадигму обучения младших школьников. Если традиционная система обучения ориентировалась в основном на модель «Учитель-учебник-ученик» (деятельность учителя в основе процесса обучения).

Новые подходы, в том числе и проектная технология, требует смены алгоритма обучения: «ученик-учебник-учитель» (в основе процесса деятельность самого ученика). Такой подход созвучен с народной мудростью:

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Каков же алгоритм запуска проектов? Кратко его можно изобразить в схеме

Какие же условия необходимы, чтобы процесс состоялся. Это, во-первых:

  • Проблематизация учебно-воспитательного процесса,

  • Связь с жизнью, с практикой.

  • Основным методическим приемом здесь является:

  • создание проблемной ситуации учителем,

  • использование ситуаций возникших на уроке,

  • подведение детей к противоречию, которое нужно разрешить.

Вся работа после запуска проекта выполняется по определенным этапам:

  • рождение проекта,

  • погружение в проблему,

  • организация деятельности по этапам.

  • сбор и систематизация материала по теме проекта,

  • защита проектов,

  • оценка творческих работ.




Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Предварительная подготовка

Мотивация учащихся для работы над проектами

Выявление мотивированных детей

Познавательно-просветительская работа с учащимися

Собственно подготовка

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта

Получение дополнительной информации

Формирование рабочих групп

Планирование

Выработка индивидуальных и групповых планов работы

Формулирование задач

Определение частных задач, источников и способов сбора информации, её анализ и синтез

Планирование работы

Выбор формы и установление сроков отчёта

Распределение задач и обязанностей между членами групп

Исследование

Выполнение исследований под руководством учителя

Применение на практике методов исследования (теоретического анализа, наблюдения, интервью, опросов и анкетирования)

Анализ информации и формулировка задач и выводов

Отчёт

(защита)

Обсуждение и утверждение формы отчёта и защиты (устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Оценка

Представление и оценивание результатов (качество работы, источников информации, степень реализации замыслов и т.д.)

Коллективный анализ деятельности


Последовательность выполнения проекта





Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

  1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

Уточняют информацию

Обсуждают задание

Мотивирует учащихся

Объясняет цели проекта

Наблюдает

  1. Планирование

Анализ проблемы

Определение источников информации

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов

Распределение ролей в команде

Формируют задачи

Уточняют информацию (источники)

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)

Наблюдает

  1. Принятие решения

Сбор и уточнение информации

Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»)

Выбор оптимального варианта

Уточнение планов деятельности

Работают с информацией

Проводят синтез и анализ идей

Выполняют исследование

Наблюдает

Консультирует

  1. Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом

Оформляют проект

Наблюдает

Советует (по просьбе)

  1. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает

Направляет процесс анализа (если необходимо)

  1. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов

Коллективная защита проекта

Оценка

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта


Виды проектов могут быть самые разнообразные по срокам исполнения (кратковременные и долгосрочные) и назначению (учебные и воспитательные и творческие); по исполнителям (индивидуальные, групповые, коллективные). Они могут быть фантазийные, тематические, проекты жизнедеятельности (дневник жизни класса, летопись гимназии). Проекты решения проблем («Спасем наше озеро!», «Школьный двор»).

Из учебных проектов удачно были выполнены коллективные проекты «Азбучка» учащимися 1-х классов под руководством учителей. в букварный период обучения.

«Вода на земле» - долгосрочный проект учащихся 2-3 класса .

«Растения и животные Ставропольского края» - учащиеся 3 класса.

«Мир геометрических фигур» - 4 класс по спецкурсу «Математика Л. Петерсона.

В рамках воспитательной работы выполнялись проекты разные по тематике, содержанию, форме:

Индивидуальные «Моя семья» - учащиеся 1-х – 2-х классов, «Родословная моей семьи»- учащиеся 3,4 класс «Школа – наш дом» - коллективный проект (2, 4 классы) «Мы за солнышком идем» - долгосрочный проект по спецкурсу «Знакомимся с народной культурой» - 1-2 класс.

«Городу Кисловодску 200 лет» - учащиеся 3 класса.

Большое воспитательное и познавательное значение имели творческие проекты, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне.

«Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», «Боец, спасая всю страну, ты защитил родной наш город» - коллективные проекты 4 класса.

«Сталинградская битва» - учащиеся 4-го класса совместно с родителями..

«Чьи имена хранят улицы нашего города?», «Дети – герои войны» - учащиеся 4-го класса.

Наряду с коллективными проектами учащиеся выполняли и индивидуальные работы на различные темы.

Технология проектной деятельности наряду с самостоятельной деятельностью самого ученика требует и руководства со стороны учителя. Но деятельность учителя в данной ситуации консультативная. Подробно алгоритм работы ученика и учителя представлен выше.

Хочется обратить особое внимание на этап защиты проектов. Ценность этого момента в работе над проектом заключается в умении ученика отстоять свою точку зрения, в способности донести полученную информацию до других. Это умение учителя стараются отрабатывать у учащихся на уроках риторики.

Каждый учитель, кто апробировал эту технологию (а это большинство учителей начальной и средней школы), отмечают, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает в нем интерес к познавательной деятельности, способствует самоутверждению ученика, помогает научиться систематизировать полученные знания, развивает творческий потенциал, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы. В классе создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильную долю в общее дело, на отдельном этапе берет на себя ответственность за выполняемую работу.

Особенно важным моментом в этой технологии является практическая направленность детских работ. Большинство из них пополняют библиотечные и музейные фонды, творческие работы украшают рекреации гимназии, являются дополнительным пособием для учащихся младших классов.

Проектная деятельность ставит ученика в позицию активного участника, учит работать в команде. А это значит, что ученик начальной школы учится учиться. В этом и есть новизна работы учителя на современном этапе обучения младших школьников.

Для ученика важно то, что он понимает: учебный проект – это деятельность, направленная на решение проблемы, интересной ему и его товарищам, а иногда и его родителям. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Вместе с тем, технологию проектной деятельности можно считать:

  • здоровьесберегающей,

  • личностно-ориентированной,

  • развивающей,

  • воспитывающей,

  • культуросообразной.

А значит, она способствует саморазвитию, то есть способствует созданию условий для воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование новых образовательных технологий

Автор: Долгополова Виктория Леонидовна

Дата: 23.06.2022

Номер свидетельства: 610461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках информатики "
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-tom-chislie-eor-i-ikt-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "239014"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444678950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(80) "samoanaliz_rezultatov_ispolzovaniia_novykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_elektronn"
    ["file_id"] => string(6) "478091"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537269661"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Продуктивное использование новых образовательных технологий"
    ["seo_title"] => string(67) "produktivnoie_ispol_zovaniie_novykh_obrazovatiel_nykh_tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "451196"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516425979"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства