Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) на уроках информатики
| Характеристика | Обоснование выбора | Системность использования | Результат (методическая и практическая направленность использования) |
Проблемное обучение | Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. И это самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности стимулирует высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. | В поисках ответа на проблемный вопрос или задачи и рождаются новые знания. Повышается мотивация к обучению. Особенно результат заметен в 7 классе, в первый год изучения предмета Информатика. | Используется на уроках изучения нового материала | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Применение элементов данной технологии позволяет организовать обучение, приближающееся к научному поиску и имеет личностно- развивающий характер |
Разноуровневое обучение | Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. Изменившиеся цели обучения, направленные на развитие личности школьника, изменения в содержании образования влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим явилось бы личностно-ориентированное Различие основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. В МОУ СШ № 113 г.Волгограда в среднем в 7-9 классах 51% учащихся получают 4 и 5, и 49% учатся на 3 Личностно- ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности | Невозможно каждому ученику при одинаковых задачах отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, чтобы обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Дифференцированный подход позволяет учащимся с посредственными способностями освоить необходимый материал, более сильные учащиеся в течение урока успевают освоить общеобразовательную программу и решить олимпиадные задания или задачи повышенной сложности. | Используется на уроках совершенствования знаний | . Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. обучение, т.е. такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность. |
Проектные методы обучения | В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. | Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются Проектный метод применяется в 9-11 классах, когда учащиеся проходят темы: сети, интернет, и способны самостоятельно готовиться к презентации собственного проекта. . Они овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости, получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого | В для систематизации знаний и закрепления изученного в конце каждого крупной изученного раздела | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик решения. |
Исследовате льские методы в обучении | Развивают логическое мышление, самостоятельность. Данная деятельность способствует рационализации и интеграции процесса обучения, а также возрастает эффективность урока и положительное отношение к изучаемому материалу. Формирование надпредметных знаний, умений. | Обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует предметные и общие умения. | Используются как на уроках изучения нового материала, так и на уроках совершенствования знаний | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника |
Технология игровых методов: ролевых, деловых, и др. видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков | Сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем. | Комбинированный урок | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничес тве (командная, групповая работа) | Наличие опыта работы в группах ускоряют процесс обмена идеями при организации мозгового штурма | Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. | Комбинированный урок | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности |
Информаци онно- коммуникац ионные технологии | Компьютер и средства мультимедиа применяются для того, чтобы решать специальные практические задачи. При организации самостоятельной Формируются общие и специальные информационные и коммуникативные Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Исключает возможность списывания. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания, изначально создается шкала перевода баллов в оценку, исключается человеческий фактор при выставлении оценки. компетенции. темы и в качестве контроля, и при практических, самостоятельных и творческих работах учащихся технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. | Повышается эффективность урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. | В силу специфики предмета применяются на каждом уроке и при объяснении новой темы | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ .Применение информационных работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.. |
Здоровьесбе регающие технологии | Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. | Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации | Используются на каждом уроке | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни. |
Case- технологии | Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий. | Применение case-технологии в обучении 7-9 классов позволяет постепенно готовить учащихся к обучению по зачетной системе. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся 8-11 классов по информатике. В 7 классе case- технология на моих уроках информатики опирается на собственный опыт учащихся в разделе «Устройство компьютера». | Используются на уроках изучения нового материала | Повышается мотивация обучения у учащихся. Происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. |