Цели: знакомство учащихся 1-2 классов с творчеством К.И.Чуковского; формирование навыков выразительного чтения; привитие любви к книгам.
К проведению праздника были подготовлены:
выставка книг К.И.Чуковского;
выставка иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского;
экран, которая выглядит так:
Корней Иванович Чуковский
сказочник портрет «Талант у Чуковского
критик писателя умный,неиссякаемый»
переводчик
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос ,свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Бармаалея», «Телефона», «Мухи-Цокотухи».
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
(Дети рассказывают стихи К.Чуковского «Головастики», «Бутерброт», «Радость», «Поросенок»)
-Корней Иванович отличался большим трудолюбием. «Всегда,-писал он,-где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача,- я,чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
( Далее дети читают и отгадывают загадки Чуковского)
1.Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, иоттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. ( Яйцо и цыпленок)
2.Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел! ( Пароход)
3.Хожу-брожу не по лесам,
А по усам , по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
4. Два коня у меня, два коня,
По воде возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед)
5. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
Учитель продолжает:
-Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его младший сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: « Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.»
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: «Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так родился на свет «Мойдодыр».
(Дети инсценируют «Мойдодыра»)
-После этого учитель сообщает:
Стихи Чуковского очень музыкальны. Послушаем оперу «Мойдодыр» композитора Ю.Левитина. Опера- это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.
-Героем многих сказок К.И.Чуковского является Крокодил.
-У меня в мешке находятся разные вещи, -сообщает учитель.- Их кто-то потерял. Помогите найти их владельцев. Вы должны не только назвать , кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения ,в котором о ней говорится.
1. Телефон -У меня зазвонил телефон… «Телефон»
2.Воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде… «Тараканище»
3.Мыло – Вот и мыло подскочило… «Мойдодыр»
4.Блюдце- А за ними блюдца… «Федорино горе»
5.Калоша- Пришлите мне дюжину новых калош… «Телефон»
6.Термометр- И ставит им градусники… «Айболит»
Далее учитель показывает игрушки: слоненок, зайчик, собачка, ежик. Дети вспоминают, в каких сказках о них читали.
(Награждаются игрушками дети, которые показали отличные знания произведений К.И.Чуковского.)
- Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом и улыбкой светится каждая строка его стихов.
Ираклий Андроников писал, что « талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
(В конце праздника дети награждаются книгами и открытками).