Использование инновационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС О у/о
Использование инновационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС О у/о
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС О у/о»
Тема: «Использование инновационных технологий в начальной школе
в условиях реализации ФГОС О у/о»
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе обучающихся и качества обучения.
На уроках в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:
1.Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Разноуровневое обучение подразумевает учет личных способностей и возможностей учащихся, которые гарантирует усвоение базисного ядра школьной программы.
Трудность занятий должна возрастать постепенно по мере возрастания возможности детей.
Задания не должны быть растянуты во времени, ученик должен видеть результаты работы. Важна и значимость заданий, поэтому не помешает дополнительная стимуляция учащихся (похвала, словесное стимулирование.)
Поэтому при построении своих уроков я учитываю:
- индивидуальные особенности ребенка (темперамент, характер, способности);
- развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти, внимания, воли, чувств, эмоций);
- опыт, включающий знания, умения, привычки.
Класс условно делю на группы по возможностям детей усваивать материал, однородностью возникающих трудностей и причинами, лежащими в основе этих трудностей. Количество групп может быть различно, обычно 2-3.
На уроках для организации дифференцированного подхода применяю дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно педагогической дифференциации учащихся коррекционной школы по возможностям обучения на уроках русского языка учащиеся относятся к I, II, III группам.
Для деления на группы использую результаты диагностики, проводимой школьным психологом. Но чаще сама провожу диагностику. Её характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности я использую работы проверочного характера. Также анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.
Распределение учащихся по группам проходит, когда уже лучше узнаю детей, определю уровень интереса и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных умений и навыков. На основании проверочных работ и на основании наблюдений за детьми, детей делю на группы. Эти группы могут изменяться, учащиеся вполне могут перейти из одной группы в другую.
Способы дифференциации предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму;
- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется;
- по степени самостоятельности;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий;
- по образовательным целям;
- по времени выполнения задания;
- по подходам к обучению;
- по видам учебной деятельности;
- по оценке деятельности.
Обычно использую различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциацию использую гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Выбор способа дифференциации определяю характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.
Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных первой группе. Таким образом, все учащиеся знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей второй и третьей групп.
Дифференциация выражается также в использовании разных вариантов однотипных заданий, применении заданий разной степени сложности, оказании различной помощи обучающимся при выполнении одного и того же задания, различных количествах повторений для выполнения одного и того же задания, использование карточек для самостоятельной работы, применении разных видов ключей, опор.
2.Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.
Цель педагогики сотрудничества: развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей.
Целевые ориентации:
1) Единство обучения и воспитания;
2) Учёт особенностей личности в учебно- воспитательном процессе;
3) прогнозирование развития личности;
4) конструирование индивидуальных программ развития.
Подготовка нового урока для меня предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность проявить собственные возможности и самостоятельность, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех. В процессе подготовки и проведения таких уроков актуально использование возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. В этом мне помогают материалы психолого-педагогической диагностики учащихся. Вместе с психологической службой школы, рассматривая особенности интересов, способностей, мыслительных процессов воспитанников коррекционной школы, пришла к выводу, что успешное обучение опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности. Планирование урока должно учитывать серьезное отставание учеников, психологический возраст которых не соответствует их биологическому возрасту. И в этом заключается главная проблема: нельзя для всех детей, находящихся в классе, одинаково давать материал. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность не всегда соответствует конкретным условиям обучения. В связи с этим возрастает роль выявления нереализованных возможностей учеников. Учет особенностей развития каждого ученика дает мне возможность нашей развивать его способности к самостоятельной работе и собственной активности в ходе учебного процесса. Я выстраиваю урок так, чтобы по возможности ученики были соавторами: выступали в качестве собеседников, умели дополнить по материалам домашнего задания, участвовали в обсуждении итоговых вопросов. По итогам освоения нового материала обязательно проводится коррекционная работа. Помимо участия в обсуждении ученики получают индивидуальные домашние задания. Качество усвоения материала напрямую зависит от подобранного методического материала, совместного труда, степени подготовленности и личных особенностей учеников.
3.Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно–воспитательный процесс качественным, на уроках активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой
частью школьного обучения. Их использование существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений, позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разнообразные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
Трудно организовать такой урок, который стал бы исчерпывающим вариантом реализации какой– то одной конкретной технологии. Я считаю оправданным использование элементов интегрированного подхода, но ведущей технологией в моей практике учителя-дефектолога является технология проблемного обучения с элементами ИКТ. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Конечно, можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности являются для ребенка одними из главнейших и направляющих. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой ученик является субъектом деятельности. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия, побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме. Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика, обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а в системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.
Создание проблемных ситуаций преследует следующие дидактические цели:
1. Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности.
2. Поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность.
3. Обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам имеющегося запаса знаний, умений, навыков.
4. Помочь ученику определить границы актуализируемых, ранее усвоенных знаний, и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
5. Помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности. Однако нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся коррекционных школ для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным открытиям. Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных АООП ФГОС
– формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Главная ценность данной технологии в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду.
4.Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. В своей работе я широко использую игровые технологии. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.
5.Здоровьесберегающая технология, цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
6.Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. Коррекционно- развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
7.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.
Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.
Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.
Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:
- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;
- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;
- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;
- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.
Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Необходимость использования ИКТ на уроках и занятиях во внеурочное время коррекционной школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в коррекционной школе:
● Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
● Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
● В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.
Отбор коррекционных задач педагог осуществляет исходя из следующих принципов:
*отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
*достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
*индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Немаловажной задачей педагога коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Обучение – двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения (активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются умственные качества учащегося. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с нарушением интеллекта минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.
Одним из главных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является именно опора на чувственное познание детей. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.
Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Применение информационных технологий на уроках в коррекционной школе способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Для учащихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века. Так как речь идёт об учащихся коррекционной школы, следует знать, что информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.
Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН учащихся.
Компьютер можно применять на любом этапе урока:
1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.
2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего задания.
3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний посредством демонстрации энциклопедических программ, презентаций.
4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров.
5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля.
6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации.
Таким образом, использование ИКТ на разных этапах урока значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
На уроках в коррекционной школе наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Использование презентаций, на наш взгляд:
- способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;
- содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;
- способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов урока;
- даёт возможность оптимально использовать время на уроке;
- позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;
- позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом;
- каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.
Применяемые нами презентации позволяют использовать различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.
Заключение
Благодаря образовательным технологиям обучающиеся овладевают приемами учебной деятельности, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.