kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ёлочка - живи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не рубите живую ёлку на Новый год. Этот праздник может украсить искусственная ёлка или ёлочки, сделанные своими руками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ёлочка - живи!»


Районная научно-практическая конференция

«Наука. Творчество. Развитие»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабай-Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»
















ЁЛОЧКА, ЖИВИ!

















Автор: Лаврентьева Анастасия

обучающаяся 1 класса

Руководитель: Купташкина

Надежда Викторовна

учитель начальных классов






Карабай – Шемурша 2016





СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………3-4

Глава I. Хвойное дерево – ель………………………………………………….. 5

1.1. Хвойные деревья нашего края…………………………………….....5

1.2. Роль хвойных деревьев……………………………………………….5

1.3. Обычай наряжать ёлку ……………………………………………….6

Глава II. Исследования и его результаты………………………………………..7

2.1. Анализ исследованных материалов……………………………….7-9

2.2. Вторичное использование хвойных деревьев…………………..9-10

Заключение ………………………………………………………………………11

Список литературы …………..………………………………………………….12

Приложение ………………………………………………………………….13-16



























Введение

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Мы на протяжении нескольких внеклассных занятий работали в разделе, который называется «Доброта спасёт мир» и там познакомились со сказкой Андерсена «Ель», которая нас очень тронула. Посмотрев мультфильм по этой сказке, я увидела на глазах своих одноклассников слёзы, печаль, грусть. Настроение, которое сложилось после знакомства со сказкой было грустное. Главный герой сказки – ель. Она чудесная, маленькая, хорошенькая, все время мечтает вырасти и сделаться большим деревом. Её мечты сбылись, но это не принесло ей счастья. Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок? Всегда ли это ёлки? Есть ли наказание за незаконную вырубку? Как и где получить разрешение? Что происходит с ёлочкой-красавицей после весёлых праздников? Как в дальнейшем сложится судьба нашей красавицы? Нам учительница рассказала, что в Германии из отслуживших ёлок делали компост, кормили слонов в зоопарке и даже применяли для добычи энергии. А как используют отслужившую в праздники ёлку у нас? Есть ли альтернатива настоящей ёлке, можно ли обойтись без живой ёлки? В процессе работы стали возникать и другие вопросы. Мне было понятно, что главные герои этой сказки-люди, которые иногда не думая, совершают такие поступки. И у меня возникла идея, для того, чтобы наша елка совсем не разочаровалась в людях, и сбылись ее мечты до конца, я решила попробовать продлить ей жизнь после новогодних праздников. Ведь все-таки наш раздел называется «Доброта спасёт мир».

Проблема: Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь».

Актуальность: Актуальность моего проекта заключается в том, что от предновогодних вырубок ежегодно страдают миллионы хвойных деревьев. Очень часто рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Тема вырубки хвойных будет актуальна до тех пор, пока будет спрос на новогодние елки, а не будет спроса, не будет такой большой необходимости в вырубке. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края кажется нам недопустимым, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «Ёлочка, живи»!

Цель работы: определить, какие мероприятия способствуют сохранению хвойных пород деревьев.

Задачи:

- изучить литературу и статьи Интернета о хвойных деревьях;

- выявить местные экологические проблемы;

- определить, путём опроса, какую ёлку ставят на новогодние праздники обучающиеся нашего класса;

- узнать, как можно использовать срубленное дерево;

- выяснить, есть ли альтернатива живой ёлке;

- сделать выводы и обобщение по своей работе.


Предмет исследования: хвойные деревья.



Гипотеза:

Возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса, а также я предполагаю, что новогоднее дерево может быть полезно даже после праздников.

Методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, сравнение, обобщение, интервьюирование.


Время проведения исследования: 10 недель (декабрь, январь, середина февраля).


Этапы работы над проектом

Сроки

1этап. Подготовительный:

- выбор темы;

- определение цели и формулирование задач, гипотезы, проблемы;

-определение названия проекта; обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов;

- выбор способов работы (используемые методы исследования)


1 неделя;

декабрь

2этап. Поисково-исследовательский (реализация плана):

- просмотр мультфильма «Новогодняя елка» по Г.Х.Андерсену;

- 1 этап анкетирования (опрос обучающихся нашего класса о предпочтении выбора ели);

- чтение листовок  «Ель просит защиты»;

- выставка творческих работ – «Сделаем елочку своими руками»; участие в районном конкурсе «Ёлочки - вытворяшки»;

- конкурс рисунков среди обучающихся 1 класса «Не рубите елки –

берегите лес!» (направленных на пропаганду идей охраны лесных красавиц);

- сбор информации о ели;


- организация сбора хвоинок после новогодних праздников;

- изготовление лекарственного сбора для подушки «Сладкий сон», расфасовка хвои для ванн;

- 2 этап анкетирования (опрос обучающихся нашего класса о предпочтении выбора ели и её применении).



2 неделя;

декабрь



3 неделя; декабрь



4 неделя

декабрь



5 неделя;

январь




3 этап: Завершающий

Формулирование выводов.

Оформление проекта, подготовка презентации проекта.

Подготовка к защите проекта.

6-8 недели;

январь;

9-10 недели;

середина февраля









Глава I. Хвойное дерево – ель

    1. Хвойные деревья нашего края

При изучении данной темы мною были изучены материалы книг школьной библиотеки, изучены материалы из интернет - ресурсов. Я выяснила, что леса таежного типа произрастают и в Шемуршинском районе Чувашской Республики. В Алатырском районе, включая территорию ГПЗ “Присурский”, хвойные леса представлены небольшими участками боров вторичного происхождения, или культурами (посадками) разных возрастов, чистыми или с примесью лиственных пород. В Шемуршинском районе это также сосновые леса (так, в национальном парке “Чăваш вăрманĕ”, полностью находящемся на территории Шемуршинского района, из общей площади лесных культур в 5222 га доля сосны занимает 95,7%).

Таким образом, из хвойных пород у нас преобладают сосны.


    1. Роль хвойных лесов


Хвойные деревья, как любые зеленые растения очищают воздух. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в местностях с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению воздуха голубая ель, именно эту ель можно увидеть в парках и скверах городов.

Ель дает ценный строительный материал, из ее древесины делают высокосортную бумагу и картон, целлофан и кинопленку, автомобильные покрышки, лекарства, искусственную кожу и музыкальные инструменты. Самые лучшие скрипки изготовлены из ели. Их очень сложно изготовить, для этого подходят лишь немногие деревья. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из неё, дает хороший звук.

Из ели изготавливают вискозные ткани. Если срубленное дерево используется разумно и экономно, из него можно получить много разных полезных продуктов: из хвои – витаминную муку для домашних животных, из веток – древесноволокнистые плиты, из коры – удобрения, из пней – скипидар и др.

Кроме того, еловые породы деревьев очень важны в природном сообществе (схема 1).


Схема 1.







    1. Обычай наряжать ёлочку

Обычай наряжать елку очень давний: ему около двух тысяч лет.

Это дерево с древнейших времен радует нас во время самых добрых, веселых и любимых всеми праздников - Рождества и Нового Года.

Как известно, ель была благословлена и выбрана в праздничное дерево потому, что наши предки-язычники, поклоняясь богу огня – Сварогу, сжигали в его честь ель и просили в новом году исполнения всех их желаний. Но языческие обряды стали притесняться, и люди стали приносить в свои дома ёлки. Конечно, в доме ёлку не сожжёшь, а нарядить можно.

Разнообразные ритуалы известны с древних времен. Однако, украшенная блестящими игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или цветными электрическими лампочками новогодняя елка появилась сравнительно недавно. Считается, что предшественниками елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до Рождества, чтобы они зацвели к праздничному дню. По предположению, из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (а это был плохой признак), их стали заменять вечнозеленой елкой. Еще одна точка зрения: ель, украшенная плодами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево».

Интересно и то, что, несмотря на языческие оттенки обряда новогодней елки, со временем ее стали ставить в церквях, а после второй мировой войны елочки под Рождество появились и на могилах.

Вот так и повелось - каждый год ель украшается со всевозможной пышностью, вокруг нее водят хороводы, поют песни. То есть она - центр большого праздника. И под нее мы кладем подарки, чтобы радовать близких и родных, и радуемся сами, находя там же подарки для себя. Не правда ли, замечательно? Стоит отдать ели должное - без нее праздник был бы не таким торжественным...

























Глава II. Исследования и его результаты

2.1. Анализ исследованных материалов

Было решено, что каждая работа будет представлять результат своего труда, знать, какую пользу получила для себя.

Первым этапом работы была встреча с инспектором по охране леса, чтобы взять интервью.

Цель: выяснить «Не наносит ли урон природе массовая вырубка елок? Есть ли наказание за незаконную вырубку? Как и где получить разрешение?».

Инспектор по охране леса Петьков В.М. сообщил нам, что вырубка елей ведётся в определённых местах и преимущественно под линиями электропередач, там, где она необходима. Однако, он отметил, что браконьерство существует и несмотря на штрафные санкции продолжается незаконная вырубка этих деревьев. Для получения специального разрешения на сруб дерева необходимо обращаться к ответственному лицу, выигравший тендер по вырубке новогодних ёлок.

Всё это позволило нам сделать вывод: вырубка хвойных деревьев к новогодним праздникам наносит определенный урон природе нашего края.


Затем провела опрос среди обучающихся нашего класса.

Цель: установить, сколько семей предпочитает ставить натуральное хвойное дерево.

Мной был проведён опрос среди обучающихся нашего класса для того, чтобы установить, сколько людей предпочитает ставить натуральное хвойное дерево; какой вид хвойных пород предпочитается; есть ли те, кто применяет альтернативное украшение и как обойтись без натуральной ёлки. В анкетировании приняли участие 13 обучающихся.

Результаты нашего опроса:

На первый вопрос: «Что вы планируете украшать на Новый год: ель, сосну или искусственную елку?»

44 % - ответили ель,

7 % – сосну,

49% - ставили искусственную ёлку.


На следующий вопрос о том, какую ёлку лучше нарядить к празднику – искусственную или живую, мнения разделились практически одинаково:

46% – за искусственную и 54% - за живую.



На вопрос: «Что вы делаете с деревом после праздников?»

92% - выкидывают.

8% - используют хвою.



Далее был предложен вопрос, можно ли как – то использовать отслужившее дерево после праздников?

23% - ответили, что можно использовать в качестве дров;

37 % – что можно использовать хвою как лекарственное средство;

40% - затруднялись ответить.


Последний вопрос был о том, какую альтернативу можно предложить настоящему дереву?

89% - предложили ставить искусственную ёлку;

11% - предложили сделать своими руками ёлку из различных материалов.



Вывод: для нашей деревни ущерб оказался незначительным, но если задуматься, то оказывается, что большинство деревьев было срублено и выброшено через 13 дней после праздника на свалку.

Меня такая ситуация не устроила. Поэтому следующим этапом моей работы

явилась акция «Ель просит защиты» среди обучающихся нашего класса.

Цель: призвать ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью.  

В процессе работы просмотрели в Интернете множество ёлочек, а затем было принято решение создать искусственную елочку своими руками. Многие ребята участвовали в районном конкурсе «Ёлочки - вытворяшки». (см. Приложение1) Также мы прочитали оригинальные и выразительные листовки «Ель просит защиты» со стихотворениями, рисунками. (см. Приложение 2) Мы решили призвать всех ребят не губить хвойные леса, которые являются настоящим богатством и гордостью.  В результате акции были нарисованы рисунки «Не рубите елки – берегите лес»! (см. Приложение 3)


Учитывая результаты анкетирования, где 92% детей указали, что после праздников ель не используется, я предложила свои способы реализации этой проблемы.

Цель: показать способы вторичного использования хвойных деревьев.



2.2. Вторичное использование хвойных деревьев


Хвойные ванны – источник здоровья


Если у человека больные легкие, донимает ревматизм, застойный радикулит – желательно для ванн использовать эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет и на сердечную деятельность. Пройтись по хвойному лесу с целью лечения рекомендуется людям с бронхитами, бронхиальной астмой, легочными заболеваниями. Для приготовления хвойных ванн используются зеленые веточки с шишками. Их измельчают, заливают холодной водой, кипятят на слабом огне полчаса. Затем кастрюлю снимают с огня, накрывают крышкой и настаивают в течение 12 часов. После этого настой можно использовать для хвойных ванн. Такие ванны успокаивают, укрепляют нервную систему и сердце, полезны при бессоннице, воспалениях суставов, мышечном и суставном ревматизме, а также при ожирении.


Ветки – на корм животным


Хвоя является хорошей подкормкой для некоторых домашних животных. Например, летом неплохо давать кроликам небольшие веточки хвои. Но особенно необходимы они зверькам с сентября по июнь, когда витамины в кормах с каждым днем идут на убыль. Они – дополнительный источник витаминов. Хвоя оказывает на организм зверьков укрепляющее действие. Обычно из хвои готовят витаминную муку. Но лучше скармливать кроликам свежие хвойные ветки. Утилизация хвойных деревьев после новогодних праздников является хорошей витаминной подкормкой в зимний период.


Лечебный отвар из сосны


Сосна – одно из древнейших лекарственных растений, целая лесная аптека. Отвар сосны принимают в качестве отхаркивающего средства, назначаемого при воспалении верхних дыхательных путей. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи.

30 г свежей молодой хвои промывают в холодной воде, заливают стаканом кипятка и кипятят в течение 20 минут на слабом огне в закрытой эмалированной посуде, добавив по вкусу сахар. Для повышения иммунитета необходимо принимать стакан настоя в течение дня. Стакан хвойного напитка содержит больше витамина С, чем лимонный сок.




С пользой для души


В современной ароматерапии смолистый, горьковатый запах хвои используют для улучшения настроения, усиления легочного кровообмена и кислородонасыщения организма.
    1. Я изготовила своими руками арома-подушечку, дарящую здоровый и сладкий сон. (см. Приложение 4)

Вывод: с помощью этих мероприятий я увидела широкое применение хвойных деревьев в жизни.

После зимних каникул я провела повторное анкетирование, попросив одноклассников снова ответить на вопросы: какую ель лучше наряжать «живую» или «искусственную», какая ель была наряжена к празднику в их семье, что сделали с «живой» елкой после праздников?

Цель: сравнение результатов.


Вывод: была приятно удивлена, что мои труды не прошли даром, и большинство опрошенных выбрали искусственную ель. А те, кто все-таки отдали предпочтение «живой» елочке, применяли ее с пользой для здоровья.






























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, я могу сделать вывод: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Считаю, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, активно обсуждали предложенные мной рекомендации по экологическому поведению. Мной было доказано, что новогоднее дерево может быть полезно после праздников. Гипотеза подтвердилась.

Возвращаясь к проблеме моего проекта: Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь» в заключении, проделав большую работу, я рекомендую:

  • Не рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника.

  • Нельзя, проходя по лесу, просто так обломить макушку молодого дерева.

  • Не обязательно украшать дом на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных лап, игрушек, гирлянд, или украсить искусственное дерево. А еще лучше сделать ёлочку своими руками, используя различные материалы.

  • Кроме этого, если вы ставили натуральную ёлку, стоит подумать, как ещё можно использовать отслужившее в праздники хвойное дерево.

А еще рекомендую:

- запаривать хвою в лечебных целях и для принятия ванн;

- использовать в этих же целях кору деревьев;

- древесину можно использовать для изготовления мебели или в качестве дров;

- также можно использовать смолы дерева.


После нашего исследования я изготовила из хвоинок подушечку «Сладкий сон».

Через год повторится праздник, многие из нас будут решать – украсить свой дом елкой натуральной или искусственной. И я прошу вас – подумайте не только о себе, подумайте о хвойных: они живые и красивые. Они только начинают жить своей жизнью. Стоит ли ради нескольких праздничных дней вашей человеческой жизни лишать жизни их? Может, пусть вырастут и шумят своими загадочными остроконечными верхушками на радость нашим потомкам?



















Список использованной литературы:


  1. Азбука природы. - М.: Издательский дом «Ридерс Дайджест», 1997

  2. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Деревья и кустарники. Т.7. М: ООО «Мир книги», 2004

  3. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М.: «Детская литература», 1994

  4. Край родной. Азбука краеведения/автор-составитель О.Н. Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001

  5. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Пирĕн тавралăх, - Ш.- 2015

  6. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас- определитель. - М: «Просвещение», 2015

  7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. М.: ТКО «АСТ», 1997.



































Приложение 1












Приложение 2




























Приложение 3








Приложение 4


































Рефлексия деятельности


На протяжении десяти недель я работала над проблемой: Как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь?»

Я опиралась на свои наблюдения. Сразу же возник вопрос: Можно ли решить эту проблему? Тогда, вместе с учителем, мы решили, что можно попробовать. Возникла цель: определить, какие мероприятия способствуют сохранению хвойных пород деревьев. А также выдвинута гипотеза: возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса, а также я предполагаю, что новогоднее дерево может быть полезно даже после праздников.

Все началось с анкетирования учеников нашего класса. Наши исследования начались с изучения литературы и интернет - ресурсов. Затем, мы поинтересовались, что об этой проблеме думают работники лесничества. Мною были сделаны рекомендации и серия выступлений перед обучающимися нашего класса. Мы устроили конкурс по изготовлению ёлок из различных материалов (приложение), провели пропаганду (распространяли листовки) бережного отношения к природе края, в том числе к хвойным породам деревьев (приложение). Хочу принять активное участие в лесопосадке, а также поучаствовать в различных природоохранных акциях, которые проводит Шемуршинский национальный парк «Чаваш вармане».

Я думаю, что мой проект поможет ребятам, да и всем людям задуматься об экологии.

Над проектом я работала с интересом. Это мой первый проект, который включал и наблюдения. Во многом мне помогала Надежда Викторовна.


Этапы, которые не вызвали затруднений

Этапы, которые вызвали затруднения

  • Сбор информации по данной теме.

  • Беседа с работником лесничества по вопросу сохранении хвойных деревьев.

  • Анкетирование учащихся класса о предпочтении выбора новогодней красавицы. Обработка результатов.

  • Изучение объекта исследования.


  • Исследование и качественный отбор полученной информации.

  • Обобщение информации и выявление причин.

  • Оформление выводов и рекомендаций.

  • Написание отчета о работе над проектом и оформление презентации.



Считаю, что цель достигнута, так как решены все поставленные задачи.




























19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ёлочка - живи!

Автор: Купташкина Надежда Викторовна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Проектная деятельность учителя начальной школы Васильевой Ларисы Минтагировны. Тема творческого проекта:«Живи, Ёлочка, живи!»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_uchitielia_nachal_noi_shkoly_vasil_ievoi_larisy_min_1"
    ["file_id"] => string(6) "374461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483019717"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока технологии "Ёлочка, живи!" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-iolochka-zhivi"
    ["file_id"] => string(6) "154752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421208912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Контрольно-измерительный материал  по теме: "Живые организмы""
    ["seo_title"] => string(65) "kontrol-no-izmieritiel-nyi-matierial-po-tiemie-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "278799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453133795"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Технологическая карта по развитии речи "Обобщающее изложение по коллективно составленному плану «Осенняя ёлочка» (по Н. Сладкову )" "
    ["seo_title"] => string(150) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-razvitii-riechi-obobshchaiushchieie-izlozhieniie-po-kolliektivno-sostavliennomu-planu-osienniaia-iolochka-po-n-sladkovu"
    ["file_id"] => string(6) "109155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404153212"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(14) ""Ёлочки""
    ["seo_title"] => string(8) "iolochki"
    ["file_id"] => string(6) "269024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450725301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства