Сегодня у нас состоится игра, состоящая из нескольких конкурсов и победит в ней тот, кто действительно знает о жизни зверей, птиц, насекомых, растения природных зон Казахстана; умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать. Природа сегодня как никогда нуждается в защите, заботе и любви.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра»
Тема: « Растительный и животный мир Казахстана»
Цель: Закрепить знания по теме « Растительный и животный мир Казахстана». Формировать знания учащихся об особенностях природных зон Казахстана; растительном и животном мире; формировать умения и навыки определения природных зон по основным признакам. 2. Развивать логическое, творческое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы, обобщать и самостоятельно добывать знания. 3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: 1) Выявить насколько хорошо знают родную природу.
2) Развивать связную речь, кругозор учащихся, смекалку, логическое мышление, умение применять в жизни экологические знания.
3)Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, формировать чувство казахстанского патриотизма.
Оборудование: оформление доски иллюстрациями, техническими средствами – интерактивная доска, фонограмма с записью звуков шума леса, анимационные фрагменты записи о животном мире, презентация представления животного и растительного мира природных зон Казахстана ,записи пения птиц.
Ход урока:
I. Организационный момент: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Пожелайте успехов глазами – И вперед за новыми знаниями.
II.Работа по теме.
Сегодня у нас состоится игра, состоящая из нескольких конкурсов и победит в ней тот, кто действительно знает о жизни зверей, птиц, насекомых, растения природных зон Казахстана; умеет правильно вести себя на природе, готов ее оберегать. Природа сегодня как никогда нуждается в защите, заботе и любви.
Класс разделен на 2 команды( домашнее задание подготовить название и приветствия команд.)
Задания первого тура:
Кто правильно и быстро назовет животных ( показ слайдов на интерактивной доске)- жаворонок, шмель, тушканчик, крот, ромашка, осина, земляника, береза, кулан, сайга, ласточка, куница, рысь, кузнечик, архар, саксаул?
Определить природные зоны Казахстана ( по фотографиям на интерактивной доске) ( тугаи, лесостепи, смешанные леса, степь-разнотравье, сухая степь, водоемы, поля, пустыни)(внести в базу данных –карту ответов -свои пометки)
Продолжить пословицы. Каждая команда получила одинаковые пословицы и должна дать ответ за 2 мин ( 1. Где земля богата, там и народ богат. 2. Птицу в небо крылья поднимают, человека мечта окрыляет. 3.Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает. 4.Будешь упорно трудиться –будет и хлеб родиться. 5.Хочешь есть калачи –не сиди на печи. 6.Ни конца ,ни краю колхозному урожаю)
Задания по теме «Степь»:
1. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.
2. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.
3. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.
4. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.
5. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.
6. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.
7. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
8. Зимняя и летняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.
9.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.
О животных
(по цепочке выбрав теннисный шарик с цифрой получают задание для устного ответа )
Хвойное дерево, сбрасывающее осенью хвою. ( лиственница)
Спрятаться в тени этого растения пустыни нельзя, потому что у него нет листьев. ( саксаул)
Многолетняя древесная лиана, преимущественно растет на юге Казахстана, в его плодах много глюкозы. ( виноград )
12.Еловый лес – это ельник, а дубовый лес? Сосновый лес? ( дубрава, бор)
Задания по теме « Водоемы»
(Каждая группа заполняет полученные карточки для ответов)
– Что вы можете рассказать о значении водоема в жизни человека и о влиянии человека на жизнь его обитателей?( на примере нашего родного озера Балхаш)
(Люди берут воду из водоемов для питья и приготовления пищи, для работы заводов и фабрик, по воде перевозят грузы и т.п.)
– Велико значение водоемов жизни человека, но водоемы являются и украшением земли. А всегда ли помнит об этом человек?
(высказывания детей из групп)
– Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. Для тех растений и животных, которые живут в водоемах – это единственный дом. Организм человека состоит из 80% воды, т.е., больше, чем наполовину и в день человек должен употреблять 1,5 – 2 литра воды. На нашей планете всего 2% пресной воды, больше соленой и грязной, для человека же необходимо много пресной воды, поэтому воду надо беречь.
– Отдыхая впредь возле различных водоемов вы не будете об этом забывать
Видеосюжет «Жизнь леса». Растения в лесу растут ярусами, животные делят между собой эти этажи. Одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или под землей. Все живые организмы живут сообща.
Команды отгадывают загадки о животных леса.
Кого можно встретить в лесу? В гору бегом, с горы кувырком. (заяц) Нос долог, голосок тонок. Кто его убьет. Тот свою кровь прольет. (комар) Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (сова) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко. Рога, раскинув широко. (лось) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (белка) Кто в лесу глухом живет Неуклюжий косолапый? Летом ест малину, мед, А зимой сосет он лапу. (медведь) Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (стрекоза) Не ворона, не синица - Как зовется эта птица? Примостилась на суку - Раздалось в лесу ку-ку. (кукушка) . Стихотворение Никулина «Русский лес». -Подчеркните карандашом, что дает нам лес (работа в группах).Дети получили данное стихотворение для работы. Читает учитель. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничек Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы Душистая малина На кустиках густых Жизнь кажется иною, И сердце не болит Когда над головою, Как вечность, лес шумит. Прослушав и выделив ключевые слова дети группой выстраивают схему: «Что дает нам лес»?). *Место отдыха *Аптека *Источник топлива *Источник чистой воды и пищи *Источник древесины *Защитник воздуха *Дом для растений и животных
Экология:
Стихотворение: «Саша» - Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! Птицы царили в вершине лесной Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились - Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и вон убежал. - О какой экологической проблеме идет речь?
Разрешение экологических ситуаций
Ситуация: «Как бы поступил ты»? Оля и Валя пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. После обеда они собрали остатки еды, обрывки бумаги и бросили под куст.
Экологические ситуации: • В некоторых лесничествах лес вырубают выборочно: через 10 - 12 лет из каж-дых десяти деревьев вырубают одно. Делается это в зимнее время. Почему вы-бирают такой способ? • Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобны-ми и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли поя-виться ядовитые вещества
Иллюстрации - таблицы:
-Иногда человек совершает необдуманные поступки, о последствиях которых потом ему приходиться жалеть: загрязняет окружающую среду, истребляет растения и животных. Попробуем оценить действия людей на планете Земля. Рассмотрим правила друзей природы. Что еще могут сделать ребята для природы? Мы рубим лес, устраиваем свалки
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Команды работают над созданием своего плаката по защите природы
Заключение: Пора бы человечеству понять
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы такая же живая
Итог урока. Подведение итогов игры .
Рефлексия. Вручение призов командам .
Дополнительный материал:
В мире интересного.
• Скорость полета сокола во время нападения на добычу достигает 360км/час. • Белки - летяги, как и летучие мыши, могут летать. • Хвоя сосны живет 2-3 года, ели - 5-6 лет. • Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба. Мышь съедает за год килограмм хлеба, а сова за год уничтожает 1000 мышей. • В лесах Юго-Восточной Австралии часто встречаются грибы, излучающие в темноте свет. Он такой яркий, что можно читать.