Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Веселая грамматика"»
Интеллектуальная игра «Веселая грамматика»
Цели:
создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
развивать речь детей, внимание, мышление;
воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
картинки с фразеологизмами (на доске),
звёздочки (для правильного ответа),
медаль «Знаток русского языка» (победителю).
Ход занятия
I. Вступительное слово.
Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно, Но служит по-разному людям оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло. С тех пор уже много воды утекло. Случалось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь: – Не хватит ли воду в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, – Под камень лежачий вода не течёт. Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, – На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи говорим, не жалея труда, Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»
– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.
II. Задание 1 «Фразеологический зверинец»
(слайд 3)
– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
трещит как...
нем как….
труслив как…
хитрый как…
голоден как…
(слайд 4)
упрямый как…
здоров как…
писать как…
надутый как…
грязный как…
III. Физкультминутка.
– Покажите часть тела:
их нельзя класть в рот (пальцы);
они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
ими машут, как мельница (руки);
он длинный и без костей (язык);
ими щелкают от голода (зубы);
его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
её можно потерять (голову);
их нужно держать на макушке (уши).
IV. Задание 2 «Что это?»
(слайд 5)
Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.
Им можно дать волю, если хочешь драться.
Их кладут на полку, когда испытывают голод.
Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.
Их можно надуть, если обидели.
(слайд 6)
Его задирают, если важничают, зазнаются.
Его задирают, если важничают, зазнаются.
В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.
В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление о себе.
V. Рисунки-подсказки.
(слайды 7-15)
К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.
Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не занимаются.
Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.
Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.
Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.
Подсказка: так говорят, когда человек притворяется, скрывает свою истинную сущность.
Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.
Подсказка: так говорят, когда человек способен украсть, обмануть.
Подсказка: так говорят, когда очень сильный дождь на улице, ливень.
Подсказка: так говорят, когда постоянно человек суетится, хлопочет.
VI. Разгадайте ребус.
(слайд 16)
Ответ: аршин с шапкой.
Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который очень маленького роста.
Аршин – русская мера длины, равная 71 см. (слайд 17)
Разгадайте ребус (слайд 18)
Ответ: малиновый звон.
Значение фразеологизма: русское выражение малиновый звон пришло из Бельгии и происходит от названия старинного города Малина. Еще Петр I ездил туда, чтобы послушать колокола. До сих пор каждый вечер по понедельникам, от начала июня до середины сентября, в Малине звучат колокольные концерты, слушать которые едут со всех концов мира. Глубокое звучание колокольного звона связывалось у наших предков с особым ароматом, сравнить который можно было разве что с малиной — одной из самых излюбленных в народе ягод, или с ее цветом — малиновым: не ярким, броским, а приглушенным, мягким, ласкающим глаз и душу русского человека.
Разгадайте ребус (слайд 19)
Ответ: два сапога пара.
Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.
Разгадайте ребус (слайд 20)
Ответ: золотые руки
Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.
Разгадайте ребус (слайд 21)
Ответ: витать в облаках.
Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.
Расшифруй (слайд 22).
Ответ: волосы дыбом.
Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.
Расшифруй (слайд 23).
Ответ: знать на зубок.
Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.
(слайд 24)
Ответ: энциклопедия ходячая.
Значение фразеологизма: так говорят о человеке, который имеет богатые и обширные знания, может давать ответы на многие вопросы. Ум, способности – это те внутренние качества, по которым оценивается человек. Не случайно мы говорим: «По одежке встречают, по уму провожают». Голова своего рода вместилище разума.
VII. Математические действия.
(слайд 25)
ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=
Ответ: говорить за глаза.
Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).
Математические действия (слайд 26).
МО+КОТ-ОТ+РА+Я= КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=
Ответ: мокрая курица.
Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.
Математические действия.
(слайд 27)
БЕЛКА-К+Я= ТВОРОГ-ТГ+НА=
Ответ: белая ворона.
(слайд 31)
Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.
(слайд 32)
VIII. Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)