Воспитательная: воспитывать у учеников любовь к книге, творчество, умение отличать добро и зло.
Оборудование: жетоны
-Сегодня у нас интересная игра,
Будет соревноваться детвора:
В умении рассуждать, а порой и хитрить,
Внимательным быть, не вздыхать, а правильно отвечать.
В бой с друзьями вступайте,
И в честной игре побеждайте!
-Ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.
Поднимите руки: кто из вас любит сказки? Да, все мы любим сказки. Они играют немалую роль в нашей жизни. С самых ранних лет вы начали знакомиться со сказками и продолжаете это делать сейчас. Когда вы были совсем маленькими, ваши мамы, бабушки рассказывали вам сказки про румяного колобка, про курочку Рябу, про репку. Вы чуть-чуть подросли, и вот уже ваши лучшие друзья-герои «Мойдодыра», «Доктора Айболита» из сказок К. И. Чуковского. А потом вы сами стали читать сказки Ш. Перро, Братьев Гримм и многие другие. Конечно, вы знаете сказки.
-Сейчас вы должны разделиться на команды и придумать название командам, на это я даю вам 1 минуту.
-Наша игра состоит и этапов, в каждом будут вопросы и задания, я б буду обращаться к каждой команде по очереди, на ответ дается 1 попытка, после неправильного ответа, вопрос переходи следующей команде. За каждый правильный ответ выдается жетон, в конце мы их будем подсчитывать.
-Так же у нас есть жури, которые будут судить и распределять жетоны.
1 этап
-Каждой команде будут розданы листочки и дана 1 минута. За это время 1 команда должна написать все сказки русские-народные, а 2 команда зарубежные. Пишите все, которые знаете, за каждую существующую сказку дается 1 жетон.
(подсчет жетонов)
-Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, их никто не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ.
Сначала, конечно, ее придумал один человек, рассказал кому-то другому, например, своему сыну или дочери, а те, когда выросли, рассказали своим детям и т.д. Когда появилась такая сказка, точно нельзя сказать, но все же это время она жила в народе и рассказывалась устно. Такие сказки называются народными. Намного позднее, когда появилась письменность, сказки стали сочинять и записывать люди-писатели. Эти сказки называются авторскими.
2 этап
-Я буду по очереди каждой команде задавать вопросы, а вы на них отвечать.
Что потерял ослик Иа?(хвост)
Девочка, у которой голубые волосы.(мальвина)
Как звали папу Буратино? (Карло)
С кем дружил крокодил Гена?(Чебурашка)
Кто съел Колобка?(Лиса)
На каком поле и в какой стране Буратино закопал свои монеты?(Поле чудес в стране дураков)
Из чего сделана Снегурочка?(из снега)
Какое яичко снесла Курочка Ряба?(золотое)
-Ребята, читая сказки, вы заметили, что они неодинаковы по содержанию. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить в гости друг к другу. Есть сказки бытовые, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
3 этап
Назовите, к какому виду сказок относятся следующие сказки:
«Лиса и журавль»,
«Каша из топора»,
«Снежная королева».
«Заюшкина избушка»
«Иван –царевич и серый волк»
«Как мужик гусей делил»
4 этап.
-Я по очереди задаю вопросы, а вы на них отвечаете.
Что потеряла Золушка?(туфельку)
Кот, который хотел дружить с мышами.(Леапольд)
Транспорт Бабы Яги.(ступа)
Какую обувь носил Кот в сапогах?(сапоги)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались? (Сезам откройся)
Кто ждал Красную Шапочку? (бабушка)
Кто дал Буратино золотой ключик?(черепаха Тортилла)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
Где жил почтальон Печкин?(Простоквашино)
5 этап
-Узнаете ли вы сказку по нескольким строчкам:
«Вот что, сынки: возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». («Царевна-лягушка»)
« Жила-была маленькая девочка. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила…» («Красная шапочка»)
«Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не плакать?...» (Заяц, лиса и петух)
«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди)
«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.» (3 медведя)
«Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.» (Колобок)
«Стали они впятером жить. Вот они все живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь …, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…» (Теремок)