5)расширять словарный запас учащихся, их кругозор.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Стихотворения (читают ученики)
1 ученик:
ЯЗЫК НАШ ПРЕКРАСНЫЙ
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!
2 ученик:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
3 ученик:
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно.
Сегодня мы покажем свои знания и умения в области русского языка, проверим себя на внимание, творчество и быстроту. Сегодня будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы. И пусть на нашем празднике царят смекалка, остроумие и юмор.
Итак, игру «Словесный калейдоскоп» считаю открытой. Наше мероприятие пройдет в виде соревнования трех команд. Делимся по рядам. Я буду задавать вопросы и подсчитывать баллы.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
II Основной этап
Учитель: Сейчас команды приветствую друг друга.
«Приветствие» Команда 1: "Три мушкетера".
Девиз: Один за всех и все за одного!
Команда 2: "Всезнайки".
Девиз: Мы смекалку очень любим,
Ей готовы жизнь отдать.
На вопросы все мы будем
Команда 3: "Непоседы".
Девиз: Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет.
1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько согласных букв? (21)
Сколько гласных букв? (10)
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Шиворот – навыворот. Как вы понимаете это выражение?(сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать)
Как назвать одним словом человека, который много и охотно трудится? (трудолюбивый)
2 конкурс «Что это?» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
3. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
3 конкурс «Фразеологический зверинец»(за каждый правильный ответ 1 балл)
Голоден как………. (волк)
Труслив как……….(заяц)
Колючий как ………(ёж)
Надут как …………..(индюк)
Болтлив как………...(сорока)
Хитер как…………..(лиса)
Здоров как………….(бык)
Изворотлив как……..(уж)
Нем как……………….(рыба)
Упрям как…………….(осел)
Учитель: Что- то я гляжу, команды подустали.
Физкультминутка
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
4 конкурс: «Советы русского языка» (За правильный ответ 1 балл)
Учитель: «Русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность». (А.С.Пушкин)
Для того, чтобы люди друг друга понимали, наша речь должна быть понятной, выразительной и красивой. Послушайте стихотворение:
Сценка.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,-
Потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму!
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
- Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Учитель: Почему девочка ничего не поняла?
Какой совет мы получили? (Выбери правильное утверждение (совет)
- Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые слова.
- Речь должна быть понятная, красивая.
- Начинай любое дело с хорошим настроением.
5 конкурс: «Загадки» 1.То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать Называюсь я ….(тетрадь)
2. Я люблю прямоту И сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья Кто же я?....(линейка) 3. Я с собой её ношу, Не играю, а пишу. Замечательная штучка Самопишущая ….(ручка)
4. Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ….(карандаш)
5. В узенькой коробке Ручки, ластик, скрепки, кнопки. Всё один в себя вобрал Школьный маленький …(пенал)
6. В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. Как тетрадка, невелик Называюсь я …(дневник)
7. Хоть не прачка я, друзья, Стираю старательно я …(ластик) - Как называются отгадки? (школьные принадлежности)
8. 33 родных сестрицы Писаны красавицы На одной живут странице И повсюду славятся. ( Буквы алфавита )
6 конкурс: «Один - много» Учитель: Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором : Нога - … (ноги) Рука - … (руки) Дуга - … (дуги) Мука - … (нет мн.числа)
Учитель: Участвует один человек из команды, если он отвечает самостоятельно -10 баллов, если помогает команда – 5 баллов.
« Без труда… ( не вытащишь и рыбку из пруда).
« Век живи… ( век учись).
« Нет друга - … ( ищи, а нашел – береги).
« Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
« Семеро … ( одного не ждут).
« За двумя зайцами … ( погонишься, ни одного не поймаешь).
8 конкурс: «Наборщик»
Найди спрятанные слова
ГРАММАТИКА
9 конкурс: «Доскажи словечко»
В конце предложения ставится………..(точка).
С «Д» растёт у мамы ……………………….(дочка).
С «Б» в начале слова……………………….(бочка).
С «К» я на болоте…………………………….(кочка).
С буквой «А» на море……………………..(качка).
Слева «Т» - и слово…………………………(тачка).
10 конкурс: «Ералаш»
Командам раздаются карточки с четверостишиями и полоски с продолжениями строк.
Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…..(томился в клетке),
Пароход…….. (сидел на ветке),
Соловей …….(точил клыки),
Дикобраз ……(давал гудки).
Кошка……….(физику учила),
Маша ……….(хвостик свой ловила),
Буратино …..(шил себе штаны),
Портной……..(все поел блины).
Учитель: - Это что за ералаш?
Я приказываю вам
Все расставить по местам.
Учитель: Вот и закончилась игра.
Подведем сейчас итог.
Награждение.
Учитель: Впереди у вас много открытий, увлекательных путешествий, интересных грамматических задач на уроках русского языка. Надо многое знать и уметь, а главное любить родной язык, чтобы в совершенстве изучить строгую, трудную, умную и замечательную науку ГРАММАТИКУ!
ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК (читают ученики)
1.Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2.Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3.Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
4.Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово-
Выучи русский язык!
Учитель: Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки родного языка! Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!