5)расширять словарный запас учащихся, их кругозор.
Организационный момент.
О статусе русского языка на территории ДНР говорил Денис Владимирович Пушилин: «Нельзя не любить язык Пушкина и Толстого, язык, который связывает нас с культурой, традициями и многовековой историей нашего народа. … Русский писатель Константин Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Согласитесь, любовь к родному языку не может быть лишь на словах. Она проявляется в особом, почтительном к нему отношении – это знание родного языка, уровень владения литературным языком. Уверен, патриот – это грамотный человек!.. Я желаю всем нам, чтобы этот год обогатил нас духовно, чтобы мы вместе прошли его с осознанным пониманием того, какой сокровищницей владеем. В добрый интересный путь!»
Сегодня, ребята, мы с вами в увлекательной игровой форме познакомимся с богатством русского языка - его словами.
Основная часть
- Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
-А в чем богатство русского языка, как вы думаете? (В словах)
-Да богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!
«Всему название дано - и зверю, и предмету.
А безымянных в этом мире - нету…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море - в море слов -
Купаться ежечасно!»
А. Шибаев.
-Сегодня я предлагаю игру-соревнование «Словесный калейдоскоп», где будут предложены вашему вниманию всевозможные задания со словами и буквами.
Я желаю вам проявить смекалку, сообразительность, максимум внимания и блеснуть своим остроумием.
Разминка
Задание: как можно быстрее, пользуясь ключом, расшифровать текст, написанный «тарабарской грамотой»:
( предлагается слово наборщик и задание, кто больше слов наберет из букв данного слова)
Осадок Колесо
( оса, док, коса, сад, сок, ода…) ( кол, лес, село, осел, сок, лесок…)
2 КОНКУРС «СЛОВА-МАТРЕШКИ»
В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их и кажется, что перед тобой одно слово, а присмотришься повнимательнее, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова
Прочитайте слова и найдите в них другие, затаившиеся.
Победа ________________________
Бусы__________________________
Тапочки________________________
Тумбочка_______________________
Удочка_________________________
Рыбак__________________________
Осадки_________________________
Машина________________________
Черёмуха_______________________
Господин_______________________
Дрожь__________________________
Атом___________________________
Трубил__________________________
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: - Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
3 КОНКУРС «ЗАМЕНА – СЛОВУ СТАРОМУ СМЕНА»
-В слове необходимо заменить одну из букв и вы получите новое слово
Дедушка
Малина
Палка
Доска
Блин
Губы
Шапка
Колено
Мамочка
Корка
Лесок
Майка
Сом
Жук
Раки
крыша
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
На какие два слова можно разделить слова (горизонт, кипарис, газель, парус, верхушки, макушки, волокно)
Приставь букву и получи новое слово (дар, стол, шар, лень, очки, утка, пар, шёл)
4 КОНКУРС « ЖИВОТНЫЕ ПРОПАЛИ»
Приготовьтесь к поиску, так как из данных слов убежал зверек и улетело насекомое, верните их на место.
Сер_______ка
Р___________
__________дки
Од_______ка
___________да
Заст_________ка
Пол__________
___________нка
Ст_______ка
Н______тый
К___________
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
- Угадайте слова.
Мы обычные слова, Всех нас знает каждый. Мы содержим букву А Трижды или дважды. Иногда всего одну- Только не в начале. Но сегодня - ну и ну! Все они сбежали.
Русский народ за свою многовековую историю сложил немало пословиц и поговорок, употребление которых в речи делает её яркой, образной и выразительной.
Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему- то поучают И от беды нас берегут.
Закончи пословицу по ее началу (командам по очереди предлагается закончить пословицу)
Не сиди сложа руки …(не будет и скуки)
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Один- за всех …(все- за одного)
Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Терпение и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь …- (людей насмешишь)
Любишь кататься …(люби и саночки возить)
Грамоте учиться……..
Родина – мать……………..
Старый друг - ………………..
Поспешишь…………………….
Как аукнется……………………
Не стыдно не знать…………. (стыдно не учиться)
Век живи________________
7 КОНКУРС «СКОРО СЛОВО МОЛВИТСЯ»
Командам нужно собрать рассыпавшиеся пословицы
Ученье свет, а неученье – тьма.
Семеро одного не ждут.
Шило в мешке не утаишь.
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
«Весёлые тесты»
Командам нужно вставить в пословицу или поговорку пропущенные слова. Раздаются карточки с тестами.
1.Долг ... красен.
А) обманом;
Б) платежом;
В) кулаком.
2.Одна ... весны не делает.
А) корова;
Б) художница;
В) ласточка.
3 .Волка ... кормят.
А) овцы;
Б) ноги;
В) уши.
4.Не имей сто рублей, а имей ...
А) миллион;
Б) спонсора;
В) сто друзей.
5.В чужой монастырь со своим ... не ходят.
А)у ставом;
Б) мылом;
В) звонарём.
б.Волков бояться ... не ходить.
А) в зоопарк;
Б) в лес;
В) в школу.
7.У.... глаза велики.
А) страха;
Б) мышки;
В) марсианина.
8.Яйцо курицу не ...
А)задавит;
Б) снесёт;
В) учит.
9.Моя хата с краю
А) спасибо Николаю;
Б) ничего не знаю;
В) сижу я и скучаю.
8 КОНКУРС «КРАСНОРЕЧИЕ»
- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
Во весь дух (стремительно)
Орать во все горло (громко)
Спать мертвым сном (крепко)
Работать, не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сделать на скорую руку (наспех)
Вылететь из головы (забыть)
Рукой подать (рядом, близко)
Без году неделя (недавно)
Втирать очки (обманывать)
Хоть пруд пруди (много)
Воды в рот набрать (молчать)
Пропустить мимо ушей (не слышать)
Навострить уши (прислушаться)
Не видно ни зги (темно)
3.Подведение итогов
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
Вот и закончилась наша игра-соревнование. Хочется верить, что она принесла вам что-то новое, неожиданное и радостное.
Понравилась ли вам игра?
Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках с обратной стороны.
Спасибо за ваше старание. До новых встреч в удивительном мире русского языка!