kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра - средство повышения интереса к учению

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены игры, которые можно использовать на уроках в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра - средство повышения интереса к учению»



Игра –

средство повышения

интереса к учению




Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 23

Бурдюг Ирины Александровны










Игра - средство повышения интереса к учению.


  1. Для чего нужны игры на уроке?

Главная забота учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе.

Главное состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял учащихся на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения творчески работать.

При поступлении ребёнка в школу характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается учёбой на второй план; кроме школьных уроков, надо ещё выполнять домашние задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребёнка к процессу обучения и к школе вообще. Поэтому вовлекать его в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для ребёнка деятельности, т.е. с помощью игры. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе и к школе вообще, не повторять, что учёба – это его святая обязанность. Лучше показать её увлекательные моменты и постепенно убеждать в её жизненной необходимости. Чтобы не подорвать любовь к предмету, можно использовать в процессе обучения элементы игры.

Дети младшего возраста затрудняются сосредоточенно заниматься одной и той же деятельностью, если она теряет для них непосредственный интерес. Малыши легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. В процессе учебной деятельности ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, он ещё не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью.

-1-

Ребятам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности.

В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение к учебной деятельности может повлечь за собой одно: ребёнок невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога.

А наша задача сводится к тому, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

Среди игровых приёмов определённое место занимают дидактические, или обучающие игры. (От греческого слова «дидактикос», которое означает «обучающий»).

Дидактические игры с одной стороны способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой стороны – решают определённую задачу: изучение нового материала или повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке. Ниже рассмотрим , какие же дидактические игры можно применять на различных уроках в начальной школе.



  1. Формирование вычислительных навыков в процессе игры.

Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.

-2-

Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но

выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры. На уроках я провожу следующие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Круговые примеры», «Зоопарк», «Магические квадраты», «Откроем замочек ключиком», «Лучший лодочник», «Хоккей», «Математическое домино». Игровые моменты: «Наряди ёлку», «Лепим снеговика», «Составляем букет для мамы». Чтобы игры проходили интересно, к ним нужно готовить наглядные пособия: это и рисунки сказочных героев, счётный материал, сюжетные и предметные картинки.

Одна из форм работы, активизирующая учащихся на уроке математики – это путешествие по станциям:

  • «Сосчитай-ка» - проведение устного счёта,

  • «Отвечай-ка» или «Повторяй-ка» - проверка знаний по изученным темам,

  • «Помогай-ка» - работа в парах,

  • «Думай-ка» - решение задач

  • «Соображай-ка» - задачи повышенной трудности,

  • «Знай-ка» - изучение нового материала,

  • «Поиграй-ка» - математические игры,

  • «Выбирай-ка» - при закреплении материала дети выбирают разноуровневые задания.



  1. Игры и игровые моменты на уроках: а) обучения грамоте, б) русского языка и в) чтения.

а) Чтение слогов – слияний обычно проводят по слоговым таблицам. Разнообразить этот вид деятельности можно, применяя пособие «Часовичок-носовичок» или «Солнышко с лучиками». Слоги-слияния помогают читать «Капитаны» и «Штурманы», которые отважно ведут свои корабли и самолёты (на них написаны согласные буквы) к причалам и аэродромам (на них находятся гласные буквы.

Игра «Чудесный мешочек» помогает усвоить начертания печатных букв. А также игры из книги Волиной «Занимательное азбуковедение».

-3-


б) Для уроков русского языка подойдёт игра «Яблонька». Игру можно проводить при закреплении умений подбирать проверочные слова к словам на любое правило. Дети срывают яблочки с буквами и вставляют в слово, с пропущенной орфограммой. По аналогии проводится игра «Птички летят по местам». Также провожу «Грамматическое лото», «Часики», написание творческих сочинений по опорным словам – игра «Помоги Карандашу».


в) Игры на уроках чтения применяются особенно широко при изучении крупнообъёмных произведений. Многократное перечитывание вызывает утомление и снижает интерес к чтению у ребёнка, тут на помощь приходит игра в «Театр». Учитель – режиссёр, а дети – актёры. Объявляется конкурс на лучшее исполнение ролей. Правила игры такие: хорошо знать характер своего персонажа, исполнять роль эмоционально и выразительно. По итогам игры присуждается звание «Лучший актёр» и вручается медаль.

А вот при изучении сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно провести «режиссёрско-постановочную» работу. Ребята делятся на команды «режиссёров», «актёров», «художников», где каждый выполняет свою задачу. У «режиссёров» - постановочная работа, у «актёров» - выбор роли, а у «художников» - оформительская задача.

С особым интересом проходит игра «Домино загадок» на уроках изучения устного народного творчества. Много творчества проявляют мои ученики и при изготовлении книжек-малышек по загадкам, частушкам, пословицам.

В план урока русского языка также можно включить игровые моменты, такие как:

  • «Проверяй-ка» - проверка домашнего задания,

  • «Вспоминай-ка» - повторение изученных орфограмм,

  • «Словознай-ка» - различная работа со словом,

  • «Знай-ка» - изучение нового,

  • «Прочитай-ка» - работа над правилом,

  • «Выбирай-ка» - при закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор,

  • «Угадай-ка» - занимательный материал в виде ребусов, загадок,

  • «Поиграй-ка» - грамматические игры,

  • «Слушай-ка» - слуховой выборочный диктант,

  • «Составляй-ка» - работа с деформированным текстом,

  • «Думай-ка» - задания повышенной трудности,

-4-

  • «Узнавай-ка» - любопытные сведения.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредотачивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах, чтобы дети во время игры получили максимум радости и наслаждения.


  1. Дидактические игры природоведческого содержания.

Включение игровых приёмов в урок, вызывает интерес к познавательной деятельности, активизирует умственную деятельность детей. Дидактические игры природоведческого содержания проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы, формирования элементарных понятий о природе.

Игра «Где растёт?» позволяет проверить знания детей о местопроизростании конкретных овощей или фруктов ( растёт в огороде или в поле). Также можно предложить детям следующие игры:

« В каком виде едим?», «Летает – не летает», «Бегает, прыгает, летает», «Ботаническое домино», загадки, кроссворды, ребусы.

Надо помнить и о том, что напряжённая умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляют детей. Поэтому длительность словесных дидактических игр не должна быть более 8-10минут.


  1. Игровые моменты на уроках трудового обучения.

Игровые моменты позволяют учителю переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания. Если игра нравится детям, они сразу же включаются в неё, а так как игра носит определённую цель, например воспитание основ культуры труда, расширение технологических знаний, формирование умений по обработке материалов, то дети непроизвольно начинают усваивать тот или иной материал или упражняться в закреплении знаний , умений и навыков. Чем больше у ребёнка желания участвовать в игре, тем с большим интересом воспринимается изучаемый материал.

Так «Поезд из Ромашково» помогает отработать навык определения последовательности выполнения изделия. Учащиеся крепят на вагончики поезда в нужной последовательности порядок выполнения обработочных

-5-

операций.

Игру «Ромашка» можно предложить для проверки усвоения детьми видов бумаги и ткани детям рассказываю о царице полевых цветов – ромашке, которая сшила себе платье, лепестки, которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама ромашка не знает. Закрытыми глазами дети определяют вид материала (ткань, картон, бумага, полиэтилен).

Отмечу, что игнорирование игровыми моментами приводит к сухому изложению материала. Конечно, игровые моменты эффективны в тех случаях, когда учебный материал требует многократного повторения действий детьми. Игры обеспечивают активность детей, предостерегая от использования учителем однообразных методов обучения в усвоении материала.

Формированию умения определять виды бумаги помогает наглядное пособие «Матрёшка». У неё несколько фартуков, они сделаны из различных видов бумаги. Дети ощупывают и называют их.

Игра в «Магазин ткани» формирует умение выбрать ткань для пошива разного вида одежды (летней, зимней) и закрепляет навыки определения вида ткани. Задание: какую ткань возьмём для пошива сарафана или зимней юбки?

На уроках трудового обучения мои ученики часто изготавливают поделки героев сказок или стихов, а затем мы инсценируем их с использованием изготовленных детьми поделок. Такой вот «Мини-театр».

Игровые моменты способствуют успешному формированию трудовых умений, развивают интерес младших школьников к процессу трудового обучения, создают возможность применения знаний на практике, активизируют младших школьников, вызывая тем самым желание больше узнать об изучаемых объектах.


  1. Игра в обучении изобразительному искусству.

Как правило, уроки изобразительного искусства стоят в расписании последними, и, несмотря на большой интерес к уроку, дети к этому времени уже немного устают. Надо сделать так, чтобы рисование не превратилось в будничную скучную обязанность, а сохранило праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребёнка, время встречи с прекрасным и проникновения в него. Среди успешной творческой деятельности детей следует особо выделить необходимость чередования

-6-

разных видов занятий с использованием дидактических игр и игровых моментов, графических и композиционных упражнений с применением ИКТ, экскурсий. Важнейшее условие игры, снимающее принудительный характер обучения, является активное действие детей.

Так, например, игра «Дорисуй предмет» (это может быть круг - дорисовав его, получится воздушный шар, арбуз или улыбающаяся рожица) способствует развитию графических навыков.

Заочная экскурсия в зал картинной галереи познакомит в занимательной форме с тремя жанрами изобразительного искусства – пейзажем, портретом, натюрмортом.

На уроках тематического рисования возможно использование таких игровых моментов, как выполнение «видеорепортажей» с комментариями, стихами, рассказами, интервью на улицах.

Интересна в творческом плане игра «Мы художники-мультипликаторы», где ребята покадрово воссоздают любимую сказку.

Введение дидактических игр и игровых моментов позволяет учащимся в более доступной, занимательной форме научиться познавать красоту окружающего мира, расширять и углублять свои познавательные интересы, овладевать основами изобразительной грамоты.


  1. Игра стимулирует воображение и фантазию детей.

Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Для того, чтобы на уроках дети работали творчески, с фантазией, необходимо и во внеурочное время проводить с ними игры, включать игровые моменты, направленные на формирование у них воображения и фантазии.

Приведу примеры нескольких игр, которые направлены на развитие способности ребёнка к созданию графических образов предметов и явлений, необходимых не только для успешного обучения основам наук, но и имеет немалое значение в изобразительной, конструкторской, технической деятельности, реализуется и в повседневной жизни.

Игра «На что это похоже?» - на карточках разные фигуры, дети называют на что это похоже.

Игра «Помоги художнику» - на листе недорисованные рисунки, дети

-7-

добавляют линии и получают новые картины.

Интересны две игры на развитие воображения и фантазии. «Волшебные кляксы» - на лист капнуть тушью и прикрыть другим листом. Задание: дорисуй и преврати эти кляксы в забавных человечков или животных. Аналогично проводится игра «Волшебная ниточка». Смоченная в краске нить оставляет след , в котором можно представить массу интересных вещей.

А вот ещё игры, направленные на развитие у детей способности создавать произвольный образ по заданному условию, используя обобщённые схематические изображения.

Игра «Волшебные очки». Волшебство очков заключается в том, что стоит их одеть, как всё вокруг (предметы, животные, растения ) приобретает форму очков. Это могут быть сердечки, овалы, прямоугольники и т.д.

Похожа игра «Сказочный инопланетянин». Для изображения жителя планеты выбирается какая-то одна фигура.

Включение в учебный процесс этих игр поможет учителю развить фантазию детей, поможет сделать уроки и внеклассные занятия интересными, разнообразными и не скучными для ребят.


В заключении отмечу, что применение мною на уроках ряда игр и игровых упражнений делают процесс обучения более интересным, занимательным. У детей создаётся бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Элементы игры вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Опыт работы показывает, что младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, упражнения, которые носят игровой характер. Кроме того, игровая деятельность способствует формированию всех сторон познавательных процессов личности: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Это позволяет учащимся учиться легко, с увлечением и интересом.







-8-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра - средство повышения интереса к учению

Автор: Бурдюг Ирина Александровна

Дата: 14.03.2018

Номер свидетельства: 461770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Метод погружения в языковую среду как средство повышения интереса к изучению иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(80) "metod_pogruzheniia_v_iazykovuiu_sredu_kak_sredstvo_povysheniia_interesa_k_izuche"
    ["file_id"] => string(6) "648516"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1712215703"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Внеклассная работа - способ повышения интереса к изучению ИЯ "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnaia-rabota-sposob-povyshieniia-intieriesa-k-izuchieniiu-iia"
    ["file_id"] => string(6) "115132"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411844692"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования"
    ["seo_title"] => string(102) "ispolzovaniiesovriemiennykhobrazovatielnykhtiekhnologhiikaksriedstvopovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259329"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448718900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства