kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы к получению знаний на уроке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Эта  педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы к получению знаний на уроке»»

«Формы и методы повышения уровня мотивации учащихся начальной школы к получению знаний на уроке»



«Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения»

П.Я. Гальперин

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». (Слайд 2)

Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!»

Беда в том, что желающих учиться год от года становится всё меньше и меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 30% учиться не хотят. И из тех 70%, кто на входе тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%. (Слайд 2)

Это говорит о том, что уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию.

(Слайд 3)

Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника?

Управлять мотивацией - значит формировать определенное отношение к школе. Для этого мы стараемся поставить ученика в такие условия и ситуации проявления активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.

Хочу остановиться на формирования мотивации на отдельных этапах урока. (Слайд 4)

Методы начала урока (Орг.момент)

Цель этапа – настроить детей на продуктивную работу.

По-другому методы начала урока я могу назвать методы «Приветствия». На данном этапе могут использоваться такие методы, как «Дружба», «Галерея портретов», «Коснемся друг друга», «Дружеское рукопожатие», «Поздороваемся глазами» эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. На своих уроках я часто использую метод «Улыбнемся друг другу». Этот метод позволяет весело начать урок, помогает установить контакт между учениками, ну и конечно развлечься перед серьезной работой.

Так, например, на уроках во 2 классе я использую метод «Удачи, друг». Я предлагаю обучающимся поздороваться друг с другом. Дети здороваются, соприкасаясь каждым пальцем по очереди и проговаривая:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Удачи тебе!(вся ладонь).

Это занимает немного времени, но создает положительный эмоциональный настрой на урок.

(Слайд 5) Следующий метод более серьезный и важный, это постановка целей урока, выяснение проблемы и предположений темы урока. Цель данного метода: предложить детям самим решить чего они ждут от урока, каких целей хотят достигнуть.

Наиболее распространенные методы целей это такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Кластер». Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

  • При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: “Карлик Нос”, “Беляночка и Розочка”, “Кот в сапогах”.

  • Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

  • Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

(Слайд 6) На этапе изучения нового материала использую активные методы обучения:

практический эксперимент;

метод проектов;

групповые обсуждения;

мозговой штурм;

деловые игры;

ролевые игры;

тренинги;

обучение с использованием ИКТ.

анализ практических ситуаций;

Часто использую на этом этапе метод «Проблемности обучения», хотя проблемные задания необходимо использовать на каждом из этапов урока. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

(Слайд 7) Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)

Так же на данном этапе урока можно использовать проектную деятельность. Эта педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Каждый из Вас, конечно, использует информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках позволяет существенно повысить мотивацию учащихся. Урок становится более интересным, если его материал представлен на экране в красках, со звуком, с анимацией.

(Слайд 8) Методы организации самостоятельной работы

Самый любимый и часто используемый мной метод – это метод групповой и парной работы, который я применяю при организации самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока использую методы «Ульи», «Визитные карточки», «Мозговой штурм». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». 

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы.

  • Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

(Слайд 9) На этапе рефлексии

Завершаю уроки, используя методы: «Ромашка» - дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, которые записаны на обратной стороне; «Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим); «Итоговый круг» - подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают. «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Что я почти забыл?», «Комплименты».

«Закончи предложение» (Сегодня я научился…

Мне было интересно…

Я испытал трудности в…)

Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

(Слайд 10) Методы релаксации

Обязательно необходима восстанавливающая сила релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «физкультминутки» позволяют сделать это, не выходя из класса. (музыкальные, для глаз)

11-12 Я всегда сама принимаю участие в физкультминутках. Моё участие помогает стеснительным ученика чувствовать себя более уверенно.



Так незаметно, весело, но эффективно проходят уроки с использованием активных методов обучения, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Перечисленные методы помогают построить систему урока, которая позволит прочно усвоить учащимся тему урока, овладеть знаниями, навыками, которые необходимы в современной школе.

Я рассказала о немногих методах, которые использую в своей работе, конечно, многие из них я позаимствовала у творческих коллег. Уверена, что у каждого из Вас есть свои методы и приёмы, которые способствуют активизации мыслительной деятельность учащихся в образовательной деятельности и повышают мотивацию к обучению.

(Слайд 13)Ведь, главное для нас, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самое небольшое достижение, продвижение вперёд. Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое, а значит – формировать положительную мотивацию.

«Мотивация – это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным»,- А. Маслоу. И мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным.

Спасибо за внимание. Поздравляю Всех с Наступающим Н.Г.

Удачи в год собаки,

Успехов постоянных,

И денежные знаки

Пусть водятся в карманах.

Пусть принесет с собой Дружок

Подарков к празднику мешок,

Пусть мягкой лапой дверь толкнет

И счастье сразу в дом войдет!



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Лазовская Оксана Юрьевна

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 451029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "«ВЛИЯЕТ ЛИ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ»"
    ["seo_title"] => string(62) "vliiaietliformativnoieotsienivaniienamotivatsiiuuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "279348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453218936"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Отчёт о проведении предметной недели в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(65) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423310421"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства