Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств личности школьников»
Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством лирико-эпических произведений на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения идея формирования нравственных качеств личности воплощается через грамотный, умелый подбор произведений. Важно, чтобы выбор произведений, включенных в учебный процесс, соответствовал возрастным особенностям младшего школьника.
По моим наблюдениям, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие авторской идеи улучшается и, кроме того, такие произведения способствуют повышению интереса к их изучению со стороны детей. При этом для меня наиболее успешным средством формирования нравственных качеств личности на уроках литературного чтения является лирико-эпический литературный жанр, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме. Речь идет о баснях. А именно о баснях великого Ивана Андреевича Крылова.
Басни Крылова содержат целый нравственный кодекс, на котором дети воспитывались поколение за поколением с 1809 года. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие и осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Множество басен Крылова вошли в круг детского чтения. В его баснях ребенку открывается целый мир жизненных явлений и образов на примере героев простых, бесхитростных, наивно-простодушных рассказов. Это и звери, и птицы, и различные предметы, а позже и люди. Как и в сказках, лисицы, обезьяны, муравьи удивительно похожи на людей, воплощают их качества и нравы. Постичь басни - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Возможности басен как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
Учитывая специфику басен, для лучшего понимания их иносказательного смысла я использую в работе иллюстрации. Использование в работе с баснями зрительного материала подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления школьников. Например, к уроку знакомства с произведением «Стрекоза и Муравей» подбирается картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля. На этапе организационного момента провожу «мозговой штурм»:
- Дети, посмотрите, какое сердитое море изобразил художник. Почему оно сердится? (приближается буря, шторм).
-Почему рыбаки не ушли домой, чтобы переждать непогоду? (им надо наловить рыбы для семьи)
-Как можно назвать людей, которые трудятся, чтобы принести пользу.(трудолюбивыми) Далее можно включить небольшое стихотворение, которое поможет настроить детей на урок. Таким методом не только обеспечивается подготовка к пониманию смысла басни, но и к осознанию её обобщённости и многозначности. Но стоит заметить, что возможности детского прочтения иногда очень неожиданны. Так, героине «Румяной книжки» Саши Черного — девочке Люсе очень не нравился крыловский Муравей, и она ведет по этому поводу такой диалог с его создателем:
« — Муравей, по-моему, безжалостный грубиян. Что ж такое, что Стрекоза «лето целое пропела»? И соловьи поют... Почему он Стрекозу прогнал и еще танцевать ее заставляет? Я тоже танцую, дедушка... Что ж тут плохого? Ненавижу вашего Муравья!..»
На это воображаемый Крылов отвечает:
— И танцуй, дружок, на здоровье. Я тоже Муравья не совсем одобряю. И даже думаю, что когда он Стрекозу прогнал — ему стало стыдно. Побежал он за ней, вернул, накормил и приютил у себя до весны...
— В самом деле? — обрадовалась Люся. — Значит, и мораль тогда другая будет? «Бывают иногда муравьи, у которых доброе сердце». Вот хорошо!»
Следующая басня, которая рассматривается в учебнике по литературному чтению во втором классе - это «Ворона и лисица». Она достаточно сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Ребята отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. И.А. Крылов, высмеивая эти черты характера, не идет обычным путем, а выбирает такие слова, как «голубушка», «носок», «голосок», «глазки», «милый», «красавица», тем самым придавая особый иронический оттенок в описании поступков героев. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах неискренность, лесть героев. На вопрос «Почему в одном произведении баснописец изображает сразу двух отрицательных героев?», дети ответили так: «чтобы предупредить нас о том, что такие люди могут быть среди нас. Но со стороны это выглядит глупо и смешно».
В третьем и четвертом классах изучаются басни: «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». В басне «Мартышка и очки» мораль содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. После прочтения басни школьники делают вывод о том, что существуют люди, которые сами ничего не знают, но при этом высказываются по любому поводу, понимают ли они предмет обсуждения или нет, и поучают других. Со стороны это выглядит не очень красиво.
В заключении хочется сказать, что детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».