Формирование нравственных качеств младших школьников через игровое моделирование воспитательной ситуации в группе продлённого дня
Формирование нравственных качеств младших школьников через игровое моделирование воспитательной ситуации в группе продлённого дня
Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Приднестровья, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, у подрастающего поколения все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности. В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах нравственного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств младших школьников через игровое моделирование воспитательной ситуации в группе продлённого дня»
Рег. №_____, дата______
Министерство просвещения ПМР
ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»
Кафедра дошкольного и начального образования
ПРОЕКТ
Формирование нравственных качеств младших школьников через игровое моделирование воспитательной ситуации
в группе продлённого дня
Выполнила____________,
воспитатель ГПД
МОУ «Каменская общеобразовательная средняя школа №3»
Погребная Ольга Ивановна
слушатель ДПОП ПК «Воспитатель группы продлённого дня организации общего образования»
Руководитель-рецензент
старший преподаватель
Накул Валентина Евгеньевна
Допущен к защите: «___»_____2021 г.
________________________________
Рыбница, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников в педагогической науке………..…………………………………...5
1.1 Понятие нравственности….…………………………………………….5
1.2 Игровое моделирование воспитательной ситуации как средство формирования нравственных качеств младших школьниковмладших школьников………………………………………………….. …………….6
2. Реализация технологии игрового моделирования воспитательной ситуации при формировании нравственных качеств младших школьников во внеурочное время…………………………………………………………………8
2.1 Особенности организации работы по использованию игрового моделирования воспитательной ситуации на занятиях в ГПД………….8
2.2 Продукт проекта «Конспект клубного часа «Доброта наших сердец»………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Приднестровья, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, у подрастающего поколения все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности. В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах нравственного воспитания.
Педагогический смысл работы воспитателя группы продлённого дня по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Как решить такую задачу? А решение её, на мой взгляд, находится на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Что с удовольствием делает ребёнок? А ребёнок с удовольствием играет. Учебную деятельность младшие школьники воспринимают как строго обязательную. Поэтому их привлекают дела, в которых есть что-то яркое, необычное, которые соответствуют их интересам, желаниям. Игровое моделирование воспитательных ситуаций, создающее условия проверки личностных качеств, становится прекрасным средством развития нравственного поведения.
Цель проекта: создание и использование игрового моделирования воспитательной ситуации с целью формирования нравственных качеств младших школьников в группе продлённого дня.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методологическую основы проблемы в педагогической теории и практике.
2. Определить сущность понятия нравственности.
3.Выявить особенности организации игрового моделирования воспитательной ситуации.
4. Разработать конспект клубного часа «Доброта наших сердец» с целью формирования нравственных качеств младших школьников в ГПД.
Объект: процесс формирования нравственных качеств у младших школьников в группе продлённого дня.
Предмет: игровое моделирование воспитательной ситуации в ГПД.
Методы:
1.Теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; образовательных стандартов, нормативной методической документации ПМР об образовании и воспитании).
2.Эмпирические(наблюдение за ходом воспитательного процесса). 3.Творческие (работа в сотрудничестве с учащимися при создании и использовании игровой модели воспитательной ситуации).
Планируемые результаты: создание и использование игрового моделирования воспитательной ситуации способствует формированию у младших школьников нравственного поведения, пробуждает в ребенке желание любить, творить добро для людей; готовит ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Понятие нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».[2,с.360]. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит, оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». Знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, радости, действие в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.
Но даже взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А что же говорить о детях? Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Поэтому нравственное поведение ребенка как проблемаимеет в своей основе ряд причин:
- это недостаточный личный опыт: ребенок не знает, не умеет, ему нужна помощь взрослого;
-необходимость постижения законов социальных отношений;
- усвоение норм и правил общения;
- формирование социально-значимых чувств;
- развитие собственно-личностных качеств.
Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. В то же время, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
1.2 Игровое моделирование воспитательной ситуации как средство формирования нравственных качеств младших школьников
Внеурочная деятельность, к которой относят и работу группы продленного дня, тесно связана с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Нравственное воспитание, понимаемое как содействие формированию духовной сферы ребенка, предполагает целенаправленное развитие: нравственной способности – к различению добра и зла, нравственному поступку – умению делать правильный нравственный выбор. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Ситуации, близкие и понятные детям, напоминающие игру,полнее раскрывают их способности, формируют новые качества, развивают наблюдательность, мышление, фантазию, волю, умение подчиняться и руководить. Создание игровой модели воспитательной ситуации, создающей условия проверки таких личностных качеств, становится прекрасным средством развития нравственного поведения. Эти занятия, построенные в увлекательной и методически разнообразной форме, не только доступны детям, но и вызывают у них заинтересованные отношения. В то же время, цепь воспитательных воздействий, которые преследуют цель приучить школьника к постоянному самоконтролю и этической оценке собственных отношений к окружающему, регулируют эти отношения. Таким образом, ребята постепенно начинают оценивать свои и наблюдаемые им отношения с этических позиций, осознавать нравственную основу отношений между людьми, человека – к обществу, Родине, труду и самому себе.
РЕАЛИЗАЦИЯТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
2.1 Особенности организации работы по использованию игрового моделирования воспитательной ситуации на занятиях в ГПД
Педагогическая наука на современном этапе развития имеет достаточное количество разнообразных методов и средств воспитания нравственной культуры и развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста: художественные (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и мультфильмы); социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценка взрослых, развивающая среда); деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения). Опираясь на личный опыт работы в группе продлённого дня с детьми 7-10 лет, могу утверждать, что одной из наиболее эффективных технологий является игровое моделирование воспитательной ситуации. Именно игра является источником и средством реализации проблемных ситуаций. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных игровых ситуаций.Таким образом, игровое моделирование воспитательной ситуации:
- реализует потребность ребенка в игре и формирует навыки речевого ролевого поведения;
- способствует формированию осознанного самостоятельного принятия решения;
- обеспечивает возможность понимания проблемы (конфликт «можно-нельзя», «хорошо-плохо»);
- создает условия для поиска вариантов разрешения конфликтов;
- способствует овладению практическими навыками поведения в различных ситуациях.
Целевая направленность игрового моделирования заключается в:
- осознании ребёнком реальной позиции в среде сверстников и взрослых «Кто я?» в различных ситуациях общения(ребёнок-ребёнок; ребёнок-взрослый; ребёнок- коллектив);
- повышении познавательной активности ребенка в реальной жизни «Что такое? Почему?»;
Встать на место другого человека, понять мотивы действий другого человека, принять условия сверстника, оценить их с нравственной точки зрения, проявить желание к «мирным переговорам»- все эти проблемные задачи легли в основу игрового моделирования воспитательной ситуаций:
- учить детей нравственному поведению в социуме;
- учить принимать собственное решение, опираясь на нравственную оценку и обосновывать свой выбор;
- развивать культуру поведения;
- воспитывать культуру речи и навыки речевого общения;
Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.
2. Развивающая функция.
Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях.
3.Диагностическая функция.
Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, определить его статус в детском коллективе.
При организации занятий в группе продлённого дня по развитию нравственных качеств младших школьников необходимо соблюдать условия моделирования воспитательной ситуации:
1. Учет интересов, возможностей, социального опыта, возрастных особенностей.
2. Включение элементов импровизации вариантов решения.
3. Актуальность проблемы для данной группы детей.
4. Определение исходной ситуации и постановка проблемы.
5. Разнообразие средств в реализации моделирования.
Реализация любого игрового моделирования требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа: подготовительный этап; выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации; установление причинно-следственных связей.
1. Подготовительный этап включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами). Цель данного этапа – привлечь детей к интересной игровой деятельности.
2.Выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
Цель данного этапа – конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3. От следствия к причине. Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а так же преобразование ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.
Необходимо помнить, в игровом моделировании воспитательных ситуаций важна активная личная позиция ребенка, которая должна отличаться его собственными умениями разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.
2.2 Продукт проекта «Конспект клубного часа«Доброта наших сердец»
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Задачи:
1.Дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; развитие самооценки.
2. Развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
3. Развитие мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Формируемые УУД:Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способной совершать добрые поступки ради других; осознание доброты как одной из главных качеств личности человека.Метапредметные:Познавательные: уметь осуществлять поиск информации из разных источников, установление причинно-следственных связей («доброта, что солнце»).Регулятивные: понимание задачи и самооценка.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и с уважением относиться к чужому мнению.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова,компьютер, видеозапись мультфильма «Просто так», карточки со словами для игры « Доброе слово», конверты с пословицами, бумажная кукла Ляля, сердечко, иллюстрации сказочных героев, рисунки учащихся по теме «Добрые дела красят человека», аппликации «Доброта сердец».
Ход мероприятия
1.Организационный момент. Настрой на работу.
- Поговорим?
- Поговорим.
- О чём?
- О многом, о хорошем.
- О чём-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Нам будет интересно!
Игра «Аплодисменты»:
1). Хлопают все присутствующие.
2). Хлопают только мальчики.
3). Хлопают только девочки.
4). Хлопают только взрослые.
5) Хлопают только те, кто опаздывает на уроки.
6). Хлопают только те, кто хорошо учится.
7). Хлопают только те, кто не любит каникулы.
8). Хлопают только те, кому нравится играть в футбол.
9). Хлопают только те, у кого прекрасное настроение.
- А чтобы настроение наше оставалось хорошим, подарите себе и друг другу улыбку. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому-то, улыбка будет возвращаться к вам радостью.
II. Мотивация и целеполагание.
- О чём же мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, без какого качества человек не может называться человеком?
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лица красота.
- Догадались, что это? (пауза) Сердец доброта!
- Что же необходимо, чтобы наши сердца были наполнены добротой? Давайте сейчас вместе попробуем выяснить.
III. Работа по теме.
1. - А как вы понимаете слово «доброта»? (сравнение с определением в словаре С.И. Ожегова)
- Известно ли вам, что многие слова образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать. Игра «Добрые слова»:
2.- В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте их вспомним. В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно. Работа по группам: 1 группа
Кто любит добрые дела,
тому и жизнь мила.
Злой не верит,
что есть добрый.
Без добрых дел
нет доброго имени.
2 группа
На добрый привет
добрый ответ.
Жизнь дана на
добрые дела.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3 группа
Добрые слова
дороже богатства.
Доброе слово лечит,
а злое калечит.
Худо тому,
кто добра не делает никому.
-Проверим, что у вас получилось.
1 группа:- Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго
имени?
2 группа:-Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?
3 группа:-Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит».
3. Игровое моделирование воспитательной ситуации.
- Поговорим об этом подробнее.
1.-Познакомьтесь, это Ляля (кукла, вырезанная из бумаги). А это её сердечко. Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Сейчас мы Лялю будем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь, скажите Ляле что-то обидное.
(Ученики называет обидные слова, воспитатель загибает края бумажного сердечка)
-Посмотрите на сердечко, изменилась оно? Таким ли оно была в начале? Что в нём изменилось?
- Тем самым мы очень травмировали куклу. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль.
- Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы на сердечке, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на сердечко Ляли. Ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
Ученик: Утешить можно им, помочь,
Развеселить, совет дать снова.
Но ты запомни лишь одно
Всегда должно быть добрым слово.
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Шаг к доброте - это доброе слово, которое обладает волшебной силой! 2.-Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова?
Ученики:
Добрый день
-Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали,-
Теплоты и доброты.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь,
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Вопрос: - А что означает слово «Здравствуйте»? Спасибо
За что мы говорим « спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,-
Кому сказали, сколько раз?
Вопрос: - Что означает «спасибо»? (Это благодарность за доброе дело.)
3.- Лев Николаевич Толстой очень хорошо сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.
Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!” Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро. Выставка рисунков « Добрые дела красят человека» (защита учащимися своих работ).
4.«Добрые сказки»
- Скажите, а где всегда добро побеждает зло? (В сказках).
Отгадайте некоторые из них:
1.Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…(Репка)
2. Сейчас потолкуем о книжке другой.
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ здесь пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым. ("Сказка о рыбаке и рыбке" - А.С. Пушкин)
3.Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Кто же это…(Репка)
4.Кто я?
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу! (Доктор Айболит)
5. Xолодной льдинки злой осколок
Вонзит в сердечко малыша.
Её правленья век не долог,
Когда есть добрая душа. (Снежная королева)
- Что побеждает в этих сказках?
( Дружба, доброта, помощь, любовь.)
Физминутка: «Топаем - хлопаем»
(Если хорошее дело – хлопок в ладоши, а если плохое – топаем)
Говорить правду, бороться за правду, воровать, заботиться о близких, дать списать домашнее задание, покормить бездомную собаку.
5. В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое.
«Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? – спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
- Какой поступок совершил молодой человек? (Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
-А почему он это сделал? (Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
-А как он это сделал? (Плохо, обидел старушку.)
-Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок. Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно».
- Дарить добро нужно от души, как делали это герои мультфильма «Просто так» (Просмотр фрагмента по времени).
IV. Рефлексия.
- Что же необходимо, чтобы наши сердца были наполнены добротой?
(Учащиеся записывают свои выводы на сердечках аппликации, приготовленной заранее. Работы крепятся на доску.)
V. Подведение итога.
Закончить наше мероприятие хочется словами:
«Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря»
Всем спасибо!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование игрового моделирования при решении проблемных воспитательных ситуаций дает положительный результат, который проявляется как на личностно – смысловом уровне развития учащихся, так и в индивидуально – исполнительском плане. В ходе игры, беседы, обсуждения воспитательной ситуации дети постепенно приходят к выводу, что каждый человек имеет собственные интересы, мысли, желания. Эти желания надо принимать и уважать, проявлять сочувствие, терпимость. В предлагаемой воспитательной ситуации ученик находит свое решение, активно использует речь как средство общения и регуляции поведения.
Сухомлинский В. А. говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Таким образом, создание и использование игрового моделирования воспитательной ситуации способствует формированию у младших школьников нравственного поведения, пробуждает ребенка любить, творить добро для людей; готовит ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём. — М.: Просвещение, 1990.
2. Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения младших школьников. — М. Просвещение, 1982.
3. Голованова Н. В. Воспитательное пространство продлённого дня. — СПЕ.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
4. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в группах продлённого дня (1— IV классы).- М.: Просвещение, 1989.
5. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентов вузов /Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
6. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. — 191с.