Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.»
Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.
Выступление на ШМО Саттаровой Лилии Владимировны
Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. В ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД:
Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
Умение самостоятельно регулировать работу.
Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.
Познавательные УУД:
Принимать и сохранять учебные цели.
Трансформировать практические задачи в познавательные.
Работать с информацией и ее источниками.
Проявлять самостоятельность и инициативу.
Использовать символические и знаковые средства.
Коммуникативные УУД:
Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
Слушать и включаться в диалог.
Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
Владеть монологической и диалогической речи.
Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.
При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной ООП начального общего образования и представлены:
66 умениями базового уровня – «выпускник научится»
13 – личностные универсальные учебные действия,
9 – регулятивные
15 – познавательные
10 коммуникативные
19 - работа с текстом
44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»
10 – личностные универсальные учебные действия
7 – регулятивные
9 – познавательные
10 коммуникативные
8 - работа с текстом
Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.
Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно выделить три интегративных метапредметных образовательных, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах
- умение учиться;
- учебное сотрудничество;
- грамотность чтения информационных текстов.
Умение учиться включает 5 основных учебных действий:
умение ставить цель учебной деятельности,
умение планировать решение учебной задачи,
умение решить учебную задачу,
умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи,
умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.
Учебное сотрудничество (коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность)
Для начальной школы ключевым в становлении данного действия является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество включает 4 основных умений:
инициатива в учебном сотрудничестве;
планирование учебного сотрудничества;
организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со взрослым, со сверстниками и с самим с собой);
Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. (познавательные УУД +работа с текстом). Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения:
умение ориентироваться в тексте, поиск информации;
анализ текстовой информации;
структурирование и фиксация текстовой информации;
использование и применение информации.
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе одно из важнейших средств формирования метапредметных результатов младших школьников.
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе.
Практически ежедневно на уроках учащиеся работают в парах. Работая в парах ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. В самом начале мы договорились, ввели правила дружной работы: говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто говорит. (образец работ)
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных УУД.
Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это формирует личность, обладающую информационной культурой в целом, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет учителю провести нетрадиционный урок, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. (образец проектов «Моя семья», «День рождения класса» )
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи,
Необходимо учить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности, а также взаимооценке и оценке деятельности одноклассников на уроке. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе. (образец работ в ТПО)
Вывод
Применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;