Просмотр содержимого документа
«Экскурсии по выставкам детского творчества»
Прикладное творчество
на занятиях детских объединений эколого-биологической направленности
( о проведении экскурсий по выставкам прикладного творчества в рамках экспресс-обучения)
Учитывая сложившуюся современную ситуацию, необходимо эффективно использовать потенциалы прикладного творчества в рамках экологического воспитания детей, так как они обладают широкими возможностями для проявления личностной инициативы обучающихся, ориентации личности в социальных отношениях и развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия. Объем информации, который получают дети на занятиях эколого-биологической направленности, постоянно увеличивается. Педагог может облегчить усвоение материала, интегрируя в процесс обучения прикладное творчество.
Одна из проблем современности – нехватка времени. У детей часто нет возможности посещать несколько творческих объединений, но есть желание реализовать свой творческих потенциал, участвовать в выставках и проектах. Решить эту проблему могут занятия эколого-биологической направленности с элементами прикладного творчества, использование которых способствует не только быстрому, но и прочному усвоению материала. Знания, полученные таким образом, активно используются детьми в повседневной жизни.
На занятиях обучающиеся могут не только изучают природу родного края, но и знакомятся с правилами сбора и хранения природных материалов, безопасностью труда при работе с ними, создают творческие работы. Изучая деревья, произрастающие в нашей местности, можно делать аппликации из листьев. Детям нравится угадывать, листья каких деревьев они используют при изготовлении своих работ.
Дети с удовольствием лепят представителей флоры и фауны, работают над макетами из различных материалов. Прикладное творчество помогает детям в создании коллекций и гербариев. В течение года ребята могут с увлечением работать над проектами, которые направлены на формирование у ребёнка определённой системы интеллектуальных (изучение природы) и практических (прикладное творчество) умений.
Детям интересен сам процесс создания проекта, его презентация, при этом они самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские навыки.
Таким образом, прикладное творчество может быть составной частью комплексной программы эколого-биологической направленности, либо его можно использовать при проведении занятий по изучению природы. Оно помогает осуществить творческий подход в подготовке объектов наглядности при работе над проектами.
Работы, выполненные на занятиях эколого-биологической направленности, могут быть представлены на выставке и с последующим проведением экскурсий.
В нашем Центре в рамках областного просветительского экологического марафона «Планета Земля – наш общий дом» проводится выставка детского творчества «Чудесная мастерская».
Цель этой выставки: формирование экологической культуры детей через творческую деятельность в сфере прикладного искусства.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе, любви к красоте родного края;
- реализация творческого потенциала детей и подростков в декоративно-прикладном творчестве.
Экспозиция выставки оформляется из детских работ, выполненных с использованием природного материала. По выставке проводятся экскурсии, продолжительность которых около 30 минут. Экскурсовод должен не просто знать материал, но и уметь общаться, дифференцированно подходить к экскурсантам, обладать хорошей речью. Экскурсоводом может быть как педагог, так и обучающиеся. Экскурсию могут проводить и несколько детей, каждый из которых отвечает за определенный этап. Задача экскурсовода – логически объединить представленные объекты и в увлекательной форме рассказать о них.
Чтобы сделать логический переход, нужно найти общее: материал, из которого сделаны экспонаты, техники исполнения, принадлежность к определенному природному сообществу и так далее. Таким образом, экскурсоводу необходимы как эколого-биологические знания, так и знания прикладного творчества.
В начале экскурсии после знакомства с группой, целесообразно дать 2-3 минуты. Чтобы дети предварительно ознакомились с выставкой, нашли свои работы или работы своих товарищей. Это поможет в дальнейшем сэкономить время.
Так как дети младшего школьного возраста в силу своих физиологических особенностей не способны длительно воспринимать информацию, то наиболее целесообразен вопросно-ответный метод ведения экскурсии. Это позволяет всем детям включиться в работу. Содержание экскурсии зависит от представленных работ, а так же возраста экскурсантов. Для учащихся начальной школы нецелесообразно включать в текст большое количество различных терминов. Это может вызвать потерю интереса к экскурсии.
При использовании в тексте экскурсии художественной литературы основное внимание обращается на подбор таких отрывков из произведений, которые были бы полноценны в художественном отношении и отражали существенные, типичные стороны представляемых объектов.
Иногда внимание детей может привлечь определенный экспонат, поэтому необходимо сделать логический переход именно к этому объекту и продолжить экскурсию, иначе экскурсанты будут отвлекаться. К пропущенным работам можно вернуться позже, не забыв сделать логический переход. Для этого экскурсовод должен обладать запасом избыточного материала. Это необходимо и для ответа на вопросы. Юному экскурсоводу в случае необходимости в этом может помочь педагог.
Чтобы экскурсия прошла успешно необходимо правильно выбрать точку показа. Экскурсовод должен одновременно видеть 5 человек. Изложение должно быть энергичным. Темп речи - 120 слов в минуту. Нужно избегать длинных предложений с причастными и деепричастными оборотами. Плохо воспринимается экскурсантами большое количество чисел, особенно это касается детей. На одну страницу печатного текста должно быть не более 1-2 чисел. Во время экскурсии нужно соблюдать дружеский тон и зрительный контакт с экскурсантами. Жесты должны быть естественными, лучше двумя руками.
В заключение можно порекомендовать ребятам книги о природе. Для младших школьников, например, книги Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» и «О природе для больших и маленьких», М.И. Нагибиной «Природные дары для поделок и игры» и «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», А.А. Плешакова «Зеленые страницы» и другие. Экскурсия заканчивается просмотром фильмов, сделанных обучающимися Центра с использованием природных материалов.
Таким образом, экскурсия по выставке должна иметь культурно-познавательную значимость, вызывать эстетическое и морально-психологическое удовлетворение экскурсантов. Это достигается за счет полноты и достоверности информации, а так же логического построения выступления. Только в этом случае она будет выполнять свои основные функции: информационную, коммуникативную, расширение кругозора, досуговую. Сочетание эколого-биологических знаний и возможности прикладного творчества создают для этого необходимые условия.
Примерный текст экскурсии по выставке детского творчества
«Природная мастерская»
Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в природную мастерскую. Мы часто мечтаем о чудесах. А они рядом, и их так много, нужно лишь научиться замечать. Вспомните какое-нибудь чудо, так поразившее вас в лесу, в поле, у озера или реки. Согласитесь, обидно, когда удивительное рядом, а ты его не замечаешь, не привык вглядываться в то, что тебя окружает. Давайте посмотрим на экспонаты выставки и сделаем для себя интересные открытия.
По щучьему велению, по нашему хотению оказались мы с вами на Сатурне. Какие здесь необычные деревья и цветы! Давайте посмотрим, из каких природных материалов они созданы? А это уже другая планета – Марс. Как называются жители этой планеты? Правильно – марсиане. При изготовлении этой работы тоже использовались сосновые шишки, веточки и желуди.
Такие же природные материалы использовались и при оформлении следующей работы – «Ледниковый период». Одним из героев этого мультфильма является Белка. Все вы, наверно, знаете, что белки очень любят орехи. Потешно смотреть, как зверек ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая дольше качается. Значит, на этой ветке и орехи. Причем на еду и про запас белка отбирает самые лучшие орехи. Зимой она не всегда отыскивает свои запасы, и тогда на месте беличьей кладовой весной появляются всходы орешника.
А какие еще животные делают запасы на зиму? Обратите внимание на следующую работу. Это мышка, которая делает запасы на зиму. Она тоже сделана из шишки, но из какой? Правильно, сосновой. Всем шишкам свойственны общие черты: они хорошо поддаются обработке и склеиванию, могут храниться долгие годы. Сосна и ель – это хвойные растения. Какие хвойные растения вы еще знаете? (Можжевельник, кедр, лиственница). Перед вами работа «Совушка-Сова», сделанная из кедровых орешков в технике аппликация, а вот кот – из шишек лиственницы. Чем лиственница отличается от других хвойных растений? Осенью листья дерева желтеют, и стоит она как будто вся золотая. Нигде в других странах нет таких обширных лесов из лиственницы, как в нашей стране.
Осенью меняют окраску многие деревья. На березе и липе листья становятся золотисто-желтыми, на рябине – красновато-бурыми, на дубе – бронзовыми, на осине и клене – желтыми и оранжевыми. Перед нами аппликации из листьев. Листья каких деревьев вы узнаете в этих работах? Изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках наступает в разное время. Раньше других начинает изменяться окраска листьев у березы. Почти одновременно с березой расцвечиваются листья рябины и липы. Затем окраску меняет осина, за ней тополь. Старые деревья раньше изменяют окраску, чем молодые. Чтобы сохранить собранные листья, их кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. При изготовлении аппликации очень важно продумать сочетание фона и листьев. Умело подбирая листок к листку, совмещая их с семенами, лепестками цветов и другими засушенными материалами, нужно разложить композицию на фоне, проверить расположение всех деталей. После этого детали можно наклеивать клеем ПВА.
Вот еще одна аппликация. Она называется «Ежик». Здесь использованы не только листья, но и другие природные материалы. Какие? (семена клена и ясеня, березовая кора). Для работы желательно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, т.к. она более плотная, крепкая и гибкая. Под березой растут подберезовики. Какие еще съедобные грибы вы знаете? Нужно уметь собирать грибы: осторожно срезать ножом или выкручивать. Образовавшуюся ямку необходимо присыпать листьями или хвоей. Нельзя разрывать землю вокруг найденного гриба, брать незнакомые или старые червивые грибы. Давайте рассмотрим работу «Грибная полянка». Плоды какого дерева ребята использовали для изготовления шляпок грибов? Мы с вами вспомнили еще одно лиственное дерево – каштан. Из листьев этого дерева сделана и следующая композиция – «Аквариум». В природе рыбы летом откладывают икру. Из икринок постепенно развиваются мальки, которые к осени становятся взрослыми рыбами. Рыбки в следующей композиции сделаны из ракушек. Ракушки – удивительно красивый, разнообразный по форме и цвету материал. В зависимости от места обитания форма и цвет ракушек меняются. Окраска многих домиков моллюсков делает их незаметными в окружающей среде. Створки ракушек хорошо склеиваются клеем и обрабатываются различными инструментами.
Какие материалы, кроме ракушек использованы для изготовления следующей композиции – «Лягушка»? (камешки, сухие растения). На редком пруду нет лягушек. Может быть, вам удавалось полюбоваться тем, как лягушка охотится? Неподвижно сидит она на берегу, ожидая, чтобы какое-нибудь неосторожное насекомое подлетело к ней поближе. Быстрым прыжком она бросается вперед и выкидывает изо рта свой длинный язык. Добыча схвачена - и ловкий охотник снова сидит неподвижно, как ни в чем не бывало. А знаете ли вы, что на островах Зондского архипелага живет настоящая летающая лягушка? У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево. Она, наверно, даже могла бы поселиться в лесном домике. Давайте перенесемся из водного царства в лесное и рассмотрим этот домик поближе. В основе этой композиции – ветка дерева. Для создания композиции лучше использовать ветки сосны, ели, сирени. Они упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток – работа, требующая времени, терпения, аккуратности. Деревья нужно беречь и для поделок собирать сухие, но не слишком пересохшие ветки. В следующей композиции – «Волшебный лес» - ветки использовались при изготовлении некоторых частей фантастических существ: рук, ног, шеи и т.д. Часто этот природный материал используется при изготовлении букетов и цветочных композиций. Вот несколько таких работ. Назовите, пожалуйста, плоды, которые использовались для их изготовления.
Плоды использованы и для изготовления героев следующей композиции – «Чипполино и дядюшка Тыква». Кто догадался, какие? Это декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.
На этом наше небольшое путешествие в природную мастерскую заканчивается. Мы познакомились с различными природными материалами, помогающими творить чудеса. Посмотрели, что из них можно сделать. Надеемся, что после посещения выставки у вас возникнут новые идеи, и вы создадите замечательные поделки, подарки вашим родным и друзьям. Природа может научить нас многому, нужно только внимательнее к ней относиться и шаг за шагом делать удивительные открытия.