Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание в младших классах»
Экологическое воспитание
в младших классах.
Наша природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего родную землю. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и каким совершенным творением природы они являются.
Экологическое воспитание в младших классах – это составная часть нравственного воспитания. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.
Изучение экологии ведётся на уроках окружающего мира, литературного чтения и в группе продленного дня. На этих уроках рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.
Экологическое воспитание в начальной школе, а также в группе продленного дня начинается с ответственного отношения к окружающей среде.
Получая определенную систему знаний на уроках, ученики могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Серьёзный резерв развития экологического образования представляет региональный компонент, который я постоянно использую в работе над экологическим воспитанием учащихся.
Работая над экологическим воспитанием детей, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры. При формировании экологического сознания и поведения целесообразно использовать на уроках окружающего мира элементы технологии ИКТ, которые формируют у детей навык самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с книгой, с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Ведь данная работа привлекает не только отдельных учеников, но и в целом класс. Может носить индивидуальный и групповой характер. Учащиеся, овладевая элементами технологии ИКТ учатся работать в команде, презентовать итоговый продукт своей деятельности.
Проблема экологического воспитания даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний
Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе. “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить побольше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу.
Важным аспектом экологического воспитания я считаю и просвещение родителей моих учеников. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится.
Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года. Стараюсь на практических примерах убедить детей осознано следить за своим здоровьем. Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?” Интересно проходят в классе внеклассные мероприятия, направленные на экологию здоровья. Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи; практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии. Например, «Игра — путешествие в хвойный лес»; совершаем заочное путешествие в «Кладовую природы»
Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсию в парк, лес. Наблюдаем за осенними изменениями в природе, играем в познавательные игры . Во время экскурсии собираем осенние листья.
Весной находим первые весенние цветы — подснежники.После каждой экскурсии обязательно проводим блиц-опросы, задаю разные «экологические» вопросы
Что дало вам общение с природой? Как беречь кладовую природы?
Какую помощь вы можете оказать природе?
Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы.
Для меня, воспитателя продленного дня, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора. Дети должны научиться беречь природу.