Эффективная мотивация учения. Из опыта работы учителя начальных классов. Раскрывает причины и способы эффективной мотивации.10 способов расматривает учитель для мотивации. Соответствует Федеральному государственному стандарту.
Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако стоит отметить, что не все дети хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А учителя согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
Что же касается самих школьников то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение.
Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективная мотивация учения»
Эффективная мотивация учения.
(из опыта работы)
Суранова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
Введение
Слайд 1. Добрый день! Тема моего
мастер-класса «Эффективная мотивация
учения».
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования устанавливает
требования к результатам обучающихся,
осваивающих основную образовательную
программу начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако стоит отметить, что не все дети хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи. Таково же мнение и желание большинства родителей учеников. Именно эта проблема обычно беспокоит их больше всего. Родители предпринимают много усилий, чтобы побудить школьников к успешной учебе. А учителя согласно федеральному государственному образовательному стандарту обязаны создать условия для успешного освоения детьми не только базовой части программы, но и ее вариативной части.
Что же касается самих школьников то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается ими как важное жизненное достижение.
Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела.
Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.
В чем же причины нежелания учиться? Таких причин не мало. Обозначим лишь некоторые из них:
Слайд 2.
- умственная недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом;
- неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;
- громадность и сложность школьного материала подлежащего усвоению и запоминанию;
- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;
- однообразие школьной жизни и учебного процесса;
- бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни;
- однообразно настырная и авторитарная позиция учителей и родителей, а также неумение стимулировать учение;
- отрицательное отношение к школе и к учителям в семьях.
Одна из первых причин - встречающееся умственное недоразвитие, неполноценность части школьников, из-за которых им невозможно овладеть школьным материалом. В таком случае требуется лечение или перевод в специализированную школу.
Но случаи, когда в школе находятся дети с больной или недоразвитой психикой сравнительно редки. Чаще мы встречаемся с причинами, имеющими педагогическое происхождение.
Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Учение это непростая деятельность, более трудная, чем стихийное повседневное познание. Усидчивость, умение читать и анализировать текст, навыки запоминания, счета и вообще математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, начитанность, умение слушать и понятно говорить, терпение, настойчивость, овладение достаточным запасом слов, умения и навыки сотрудничества с окружающими людьми - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств личности, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении.
Громадность и сложность школьного материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые педагоги (Беспалько В. П. , Днепров Э. Д.), но содержание общего школьного образования всё ещё можно оценить словом «разбухает». Именно для остановки этого процесса, переосмысления учителями их задач и создан ФГОС второго поколения.
У этой проблемы есть и другая сторона. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС.
Предметные результаты формируются в терминах «выпускник научится», что является группой обязательных требований, и « выпускник получит возможность научиться».
Здесь возможен ещё один перегиб: встречаются педагоги, организующие такие масштабы познавательной деятельности, которые многократно превышают потребности и желания школьников. Это одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.
Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знанием и нужными навыками.
Но это ему тем более трудно делать, что вокруг него кипит многоцветная жизнь различными соблазнами. Среди них на первое место давно уже вышел телевизор с увлекательнейшими передачами и развлечениями. Сейчас его догоняет компьютер с захватывающими многосложными играми. Когда школьник стоит перед выбором между необходимостью делать нужные, но далеко не увлекательные задания учителей, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается не за школьными заданиями.
Однообразие школьной жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие школьных занятий, убранство класса, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч, отсутствие инновационной работы на уроке, необходимость долгое время спокойно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной в глазах многих школьников.
Непродуманность методики и организации учебного процесса.
Однообразно - настырная и авторитарная позиция учителей и родителей.
Авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками как несправедливая и неправильная, вызывает их протест и отбивает желание учиться.
Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях.
Его можно объяснить разными причинами. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом. Зарплата учителей резко проигрывает по сравнению с доходом работников торговли, банков, производства и других коммерческих организаций. В таких условиях роль образованности как-то бледнеет, что и отражается на престиже школы и учителей.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?
Надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
Эффективная мотивация учения.
Слайд 3.
Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение.
Как справедливо отмечал германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Именно это требование является ядром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
«Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения» (А. Дистервег).
Таково значение стимулирования учебной деятельности. Необходимость его применения связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
А почему ученику должно хотеть учиться? Не кушать мороженое, не играть в футбол, не играть в компьютер, а именно учиться?!
Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начинаемая деятельность. Даже навязанная кем-то деятельность мотивирована!
Вы замечали, как наказанные за шум в классе, школьники сидят тихо, но…бездельничают или устраивают каверзы исподтишка.
Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику хочется так делать или поступать всегда).
Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы.
Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность. Неудачный стимул пробуждает не ту потребность и ведет к неудачному (формальному) выполнению дела.
Опора на типичные общечеловеческие потребности.
Слайд 4.
Новое, скрытое, неизвестное
всегда притягивает воображение
и стимулирует познание. Очень
важен для детей стимул:
новизна учебного материала и
характера познавательной
деятельности. Новизна материала,
необычность его подачи всегда
побуждают школьников
внимательнее присмотреться к
ранее неизвестному и разобраться в нем.
Слайд 5.
Следующий стимул –
практическая значимость и польза
предлагаемых учителем знаний для
самих школьников. Смысл познания
- ориентация в мире, успех в
деятельности, достижение целей,
нахождение своего места в обществе.
Практика часто ставит человека в
тупик, а познание помогает выйти
из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Слайд 6.
Противоречивость материала тоже
является стимулом познавательной
деятельности школьников. Когда
человек встречается с противоречием,
у него возникает эффект удивления
и желание разобраться в проблеме,
чтобы преодолеть противоречие.
Слайд 7.
Такой стимул как оценка давно
используется учителями. Любой
человек, занятый делом,
заинтересован узнать, насколько
успешно он действует. Без
такой обратной связи не может
быть эффективной деятельности.
Что же касается отметки,
то ее роль чисто техническая:
она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого - либо другого знака.
Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.
Слайд 8.
Использование игр и включение
игровых элементов в школьные
занятия.
Игра - средство побуждения детей
к познавательной деятельности в
школе.
Почему игра так притягательна для
школьников в учебном процессе?
При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то, что предлагает детям учитель на уроке, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности. Игра - это деятельность с воображаемыми объектами. Ребенок не может вести настоящий самолет, строить настоящий дом, ловить и наказывать преступников, но вот играть в такие дела он может. Для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем.
Опора на возрастные потребности.
Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых. Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и младших школьников. Младшие школьники весьма любознательны. У них еще не определилась область особых интересов, поэтому тянутся ко всему новому. Мир представляется им простым. Животные, моря, горы, растения, острова, звезды, планеты, реки, озера, города, транспорт, межпланетные полеты. Любые рассказы, фильмы, знакомство с фотографиями на эти темы вызывают их интерес и желание узнать больше. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, положительно влияет на их стремление учиться. Младшие школьники любят мечтать и играть, раскрывать тайны и разгадывать загадки. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно включать в занятия с младшими школьниками игры игровые элементы, давать нагрузку их воображению, использовать экскурсии и выходы за пределы класса, менять характер их деятельности.
Младшие школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.
Слайд 9.
Опора на специфические
потребности мальчиков и
девочек.
Стимулирование познавательной
активности школьников может
учитывать половые особенности их
интересов. Мальчики проявляют
больший интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике. Девочек больше интересуют взаимоотношения людей, всевозможные моды, проблемы искусства. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.
Слайд 10.
Опора на индивидуальные
потребности.
Сложность заключается в том,
чтобы знать и помнить об интересах
и увлечениях детей. Кто-то любит
музыкальную классику, кто-то любит
крикливую музыку современного экрана, кто-то увлекается дрессировкой собаки, а кто-то разводит аквариумных рыбок. Таких интересов у младших школьников очень много. В своей работе учитель использует разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты. Внимательный педагог заметит и обратит внимание на индивидуальные интересы детей.
Слайд 11 – 12.
Стимулирующая роль организации
учебного процесса.
Продуманная организация обучения
усиливает желание школьников
слушать учителя, читать учебник,
решать задачи, запоминать и
применять изученный материал.
Учителю следует обратить внимание
на чёткое структурирование учебного
материала, яркое и увлекательное
изложение учебного материала,
ритмичное чередование различных
занятий на уроке. Очень важно
обеспечить активную позицию
учащихся в учебном процессе.
Прежде всего, необходимо
предусмотреть и обеспечить
обстановку свободного сотрудничества
школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые используют творчески работающие учителя для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними: научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции.
Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.
Слайд 13.
Создание благоприятных условий
для учебной деятельности.
От окружающих условий
также зависит отношение школьника к учению. Либо они побуждают учащихся познавать изучаемый
материал, либо затрудняют учебную
деятельность.
Привлекательность школьных
помещений, приятная окраска стен,
чистота, уют, цветы - все это нужно
школе не меньше, чем театру или дому культуры.
Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, которым пользуются многие учителя, юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Вся школьная жизнь, все общение педагогов с детьми должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам.
Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.
Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.
Различная внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Список литературы.
Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? - М.:Педагогика, 2001, №9.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Гликман И.З. Как стимулировать учение школьника. Издание №4. 2012.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование, 2000 №7.
Соловейчик С. Учение с увлечением. – М.: «Детская литература», 1979.
Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. М., 1998.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.