В данной презентации, которую можно использовать на семинаре для педагогов представлены следующие вопросы: мотив, мотивация, уровни мотивации, причины спада мотивации, причины эффективной мотивации, познавательная активность учащихся, условия формирования положительной мотивации, пути повышения мотивации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование мотивации учения"»
Формированиеучебной мотивации школьниковСеминар-практикум для педагогов
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Понятийный аппарат проблемы
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
2 пути воздействия на мотивацию ребёнка:
«сверху вниз» и
«снизу вверх»
В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.
Факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации , учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация . (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе , но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация . (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация .
(Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,
пребывание в ней для них невыносимо.
В других случаях ученики могут проявлять агрессию,
отказываться выполнять задания,
следовать тем или иным нормам и правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются
нервно психические нарушения.)
Причины спада школьной мотивации:
Причина эффективной мотивации ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация (самая честная,
верная,
настоящая!)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.
Уровни познавательной активности учащихся
Творческий уровень активности
Уровень активности “по ситуации”
Исполнительский уровень активности
Нулевой уровень активности
Работа по формированию мотивов учения
Эмоциональный блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство –причину познавательного интереса
Приемы:1) создание ситуации успеха,2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,3)яркая и эмоциональная речь учителя;4) оценка собственной деятельности и деятельности других;5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
Приемы:
1) создание ситуации успеха,
2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,
3)яркая и эмоциональная речь учителя;
4) оценка собственной деятельности и деятельности других;
5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
Приёмы:1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Приёмы:
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий
3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Мотивационно-целевой блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.
Познавательный блок
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля
Приёмы: 1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности 2) необычная форма преподнесения материала , 3) создание проблемной ситуации; 4) эвристическая беседа, , учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование; 5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Приёмы:
1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности
5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Упражнение «Самый немотивированный ученик в моей жизни».
Цель –осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний
Несимпатичный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Злой
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Симпатичный
Необязательный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глупый
Добрый
Обязательный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Равнодушный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умный
Рассеянный
Увлеченный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Податливый
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Грубый
Собранный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Беззаботный
Упрямый
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Нежный
Неуспешный
Озабоченный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Успешный
Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Пути повышения мотивации
1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;
3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений;