Цель внеклассного занятия - открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента. а как интересную личность. Ребята познакомятся с одним из заветов И. Я. Яковлева, чувашского просветителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы пришли сегодня на наш классный час. Надеюсь, что вы почерпнете для себя много интересного и полезного.
II.Основная часть.
1. Вступительное слово ведущего:
Нашу встречу я бы хотела начать с басни Л. Толстого «Отец и сыновья» с (Слайд №2)
(Звучит музыка, рассказывается басня.)
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья — вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
— Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке.
Отец и говорит:
— Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, — вас любой победить и обидеть сможет.
2. Беседа по содержанию басни.
Ведущий: -О чем мы будем с вами говорить?
Ответы детей: Сегодня мы будем говорить о дружбе, о том, что надо всё делать вместе!
Ведущий: - Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово!».(Слайд 3)
Ведущий: - Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
Ребята, подумайте, когда появилась дружба среди людей?
Ответы детей: Думаю, когда они вместе охотились на мамонтов. В одиночку это опасно, а вместе легче!
Ведущий: С развитием общения человека появилась и дружба. В более поздние времена она ещё больше крепла и развивалась. А можно наш чувашский народ назвать дружным?
Ответы детей: -Да! Люди помогают друг другу, когда копают картошку, заготавливают дрова, собирают урожай.
-Делятся выращенным урожаем.
-Проводят вместе праздники!
3. Сообщение об И.Я Яковлеве. (Слайд 4)
Сегодня я хочу рассказать об Иване Яковлевиче Яковлеве. Он - чувашский просветитель, педагог, организатор народных школ, создатель чувашского алфавита и первых учебников чувашского языка и русского языка для чувашей. А также он писатель, переводчик, фольклорист.
Для нас дороги советы Яковлева: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения», - учил педагог чувашей. И чувашский народ помнит и следует его заветам.
4. «Мозговой штурм».(Слайд 5)
Работа над понятиями - «мелкие счета и распри, уступчивость и снисхождение. (работа в 4 группах)
а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое«мелкие счета и распри, уступчивость и снисхождение»? (Слайд №).
После небольшого обсуждения представитель группы высказывает мнение группы.
Учитель подводит итог и дает определение понятиям.
ПОНЯТИЯ:
Мелкие счета – фразеологизм. Подразумевается выяснение отношений, ссора по незначительным поводам.
Распри – ссора, раздор.
Уступчивость - сговорчивость, покладистость, готовность идти на уступки.
Снисхождение- уступчивое, милостивое поведение человека по отношению к виноватому, просящему.)
Ведущий: Как вы думаете, эти понятия ценны для настоящей дружбы?
Ответы детей: Да, конечно. Настоящие друзья должны быть уступчивыми и снисходительными.
- Между людьми не должно быть мелких счетов и распрей и тогда всем будут хорошо.
Ведущий: - В толковом словаре дается такое определение:
Ведущий: - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
5.Работа над понятием «настоящий друг» .
Ведущий:- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. (На доске)
(На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
Ответы детей: скромность, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту. Потому что это хорошие качества друга.
Ведущий:- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Ответы детей: потому что это плохо…
6. Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
Ведущий:- А теперь свои ладошки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
А давайте наши ладошки выложим на доске в виде одного большого солнышка. Какой символ у нас получился?
Ответы детей: Солнышко греет, и дружба согревает людей.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет, Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря!
Ведущий:- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Ведущий:- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
(Слайд 7)
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Дети объясняют значение этих пословиц.
7. Творческая работа «Дерево дружбы».
Ведущий: -Ребята давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Ответы детей: Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
Ведущий: У нас получилось дерево дружбы! Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
Игра «Клубочек» .
Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг. Вместе мы сила!
В чувашском языке слово «Перле» переводится «вместе». (Слайд 8)
Это девиз празднования 100-летия Чувашской автономии. Он включает в себя богатую историю, самобытный народ, гордость за республику и знаменитых земляков.
9. Подведение итогов
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. На доске -прекрасная символичная картина –дерево Дружбы, которое будет расти только, когда согрето нашими лучшими человеческими качествами!
Сегодня мы работали дружно, вместе. (Слайд 9)
У чувашского народа есть замечательная традиция - Ниме, когда одна семья не может справиться с непосильной работой, тогда на помощь собирается все село.
Заветы великого просветителя И.Я. Яковлева не утратили своей ценности и значимости для чувашского и русского народа и прослеживаются в современных традициях и обычаях!
Литература:
И.Я. Яковлев «Завещание чувашскому народу»
«Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.