Просмотр содержимого документа
«Доклад "Воспитание толерантной личности"»
Доклад
«Воспитание толерантной личности»
Выполнила:
Берёзина Е.Н
4 класс
2021
Эпиграф (Бернарда Шоу):
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю….
«В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Возникает вопрос???
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
С каждым днем все увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.
Так что же означает это слово – толерантность? Я обратилась к различным словарям, источникам и вот что получила…
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:
— в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;
— в китайском – проявление великодушия в отношении других;
— в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.
Основные черты личности:
Толерантная личность
— уважение мнения других;
— доброжелательность;
— желание что-нибудь делать вместе;
— понимание и принятие;
— чуткость, снисходительность;
— доверие, гуманизм,
— любознательность.
Интолерантная личность:
— непонимание;
— игнорирование;
— эгоизм;
— нетерпимость;
— пренебрежение, раздражительность;
— равнодушие, цинизм;
— агрессивность.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный и может быть реализован как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Мы должны научить ребенка правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Смысл деятельности педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:
к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
к проявлению педагогами толерантности – это существенный фактор, воспитывающий толерантность учеников;
к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах и методах воспитания толерантной личности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?
— Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
— Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
— Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
— Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Поэтому полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню нравственной или правовой информированности воспитанников, тематика должна динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни ученического коллектива, поведение отдельных воспитанников.
Формы воспитательной работы могут быть разные (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, игры и т. п.) круг знаний учащихся о правовых нормах и ответственности за их несоблюдение — правонарушение — расширяется (например, знания о правовых аспектах природоохранительных норм, об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, уличного движения, пользования общественным транспортом и др.). И конечно же надо знакомить с вопросами уголовной ответственности за отдельные виды преступлений против жизни здоровья и достоинства личности, против общественного порядка (злостное хулиганство) против государственной и личной собственности.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Но воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.
Итак, если мы действительно хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых.
Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей играют общешкольные коллективные творческие дела, даже если они приурочены к самым разным событиям. Широкое распространение получают уроки милосердия, толерантности.
Навыки толерантного поведения можно формировать у детей в процессе проведения организации целевых внешкольных мероприятий. Недостаточно пробудить у воспитанников заботу только о себе, необходимо еще воспитать умение относиться неравнодушно к происходящему за его стенами. Это могут быть различного рода благотворительные акции: забота об одиноких стариках, помощь ветеранам войны и труда, пенсионерам. Все эти дела оставляют след в душах детей.
Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сочувствовать, сопереживать. Выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой их формирования является прежде всего повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь также должна стать объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача наших учителей.
Важнейшим условием закрепления стереотипов толерантного поведения является эмоциональный компонент.
Например, нельзя допускать, чтобы дети мучили животных. Напротив, надо пробуждать у них сочувствие к животным, желание заботиться о кошке, собаке. Ни в коем случае нельзя допускать грубого отношения к ним.
Поводом для выбора тематики могут быть 1. нравственные познавательные интересы детей (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, так как у детей нет достаточно целенаправленных наблюдений, знаний и социального опыта).
2. ситуации, сложившиеся в классе, коллективе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям различных национальностей)
3. события, происходящие в стране и другом социуме.
4. просмотренный фильм, прочитанная книга (например, фильм «Белый Бим – черное ухо» — великолепный фильм для обсуждения. Повесть В. К. Железникова «Чучело» и др.).
Сегодня в работе с воспитанниками воспитатели используют наиболее актуальные темы этических бесед:
«Совесть»
«Умей уважать других»
«Друг познается в беде»
«Милосердие начинается у себя в доме»
«Трудом славен человек»
«Что значит жить с достоинством?»
«Святое слово – МАТЬ»
«Это страшное слово – «равнодушие»
«Твоя ответственность перед собой и коллективом»
«Национальные традиции требуют уважения»
«Что такое толерантность?»
«Счастье и труд»
«Заветы предков»
«О равнодушии и добре» и многие другие.
Особенность проведения этических бесед заключается в том, что в них можно включить инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что в этической беседе должны преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Также могут широко использоваться уроки нравственности. Мы знаем, что урок – это основная форма учебно-воспитательной работы. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности. Темы таких уроков могут быть разными:
«Что значит жить по справедливости?»
«Честь и совесть. Существуют ли они друг без друга?»
«В чем красота человека?»
«Что значит – уважать национальные традиции?» и другие.
Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, а они у нас случаются очень часто, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – актуальнейшая задача учителей и воспитателей.
К нашему сожалению, часто бывает, что дети следуют дурным примерам. А противостоять ребенку никто не может. Недостаточно воспитателю предохранить ребенка от дурных влияний, необходимо научить противостоять им. Бесспорно, каждый из нас работает над воспитанием толерантности, а работа в системе всегда приносит всегда больше результата, нежели эпизодическая деятельность.
Она должна объединять в неразрывном единстве три взаимосвязанных блока: знание сущности толерантных отношений, практические навыки подобного поведения, переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми.