ДОКЛАД
ТЕМА: Групповые формы работы на уроке в начальной школе.
Ростовецкая Евгения Олеговна
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, т.е. человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности и объему учебного материала).
После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах «учитель-ученик». Знакомимся с правилами общения.
-Правильно сиди за партой.
-При разговоре смотри на собеседника.
-Тихо говори в паре.
-Называй товарища по имени.
-Внимательно выслушивай ответ.
-Тактично исправляй и дополняй.
-Справедливо оценивай.
Так постепенно приучаю детей вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение 4 лет. Работу в парах можно организовать на любом этапе и виде урока. Первое , чему нужно научить первоклассника-это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание.
Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой).
При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей.:
-Каждый ученик выступает в роли то «ученика, то учителя».
-Ближайшая цель – учить всему тому, что он знает сам.
-Основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех.
-Каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей.
Обучаясь в парах , дети проходят материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению. При организации коллективной формы работы повышается уровень их развития, обучения и воспитания. В классе есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп м.б. одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Осень пришла», вторая группа-текст-описание «Осенний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю осень»?..
На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причем, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но т.к. оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.
Благодаря коллективной работе дети учатся:
-Формулировать свою точку зрения.
-Выяснять точки зрения своих партнеров.
-Обнаружить разницу точек зрения.
-Разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
Быть справедливыми и толерантными.
Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной:
-Обсуждаются разные варианты решений.
-Отвергаются ошибочные.
-Ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении задания.
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности мл.школьника с использованием только классно-урочной формы обучения, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибальную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность) могут быть достигнуты через проектную деятельность.
Однако проектная деятельность ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы, в виде виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Проектная задача носит групповой характер. На начальном этапе предлагаю применять в своей работе небольшие проектные задачи.
Например, проектная задача «Животные нашей Родины»