Материалы мероприятия позволят раскрыть красоту человеческих поступков, идею уважения к другим людям, будут способствовать формированию лучших нравственных качеств и важного морального качества - доброты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доброта в нас и вокруг нас»
Воспитательное мероприятие
Тема: Доброта в нас и вокруг нас.
Цель: углубить знания детей о важном моральном качестве доброте, раскрыть красоту человеческих поступков, идею уважения к другим людям, способствовать формированию лучших человеческих качеств.
Задачи: развивать умение наблюдать, размышлять, делать выводы; вызывать желание быть добрым, заботливым, отзывчивым; развивать навыки коллективной творческой деятельности; раскрывать творческие способности обучающихся; заложить основу собрать для золотых зёрен добра.
1. Предметные:
а) Выявить представление детей о том, что такое «доброта».
б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.
2. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формировать умение работать в группах.
б) Познавательные:
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку.
Ход занятия
I Мотивационный настрой. Инсценировка. Диалог мамы с сыном.
- Мамочка, а почему так много звёздочек в небе?
- Когда человек рождается, Бог для него свечку зажигает. И горит эта свеча, пока человек жив. А если уходит на небеса, свечка тухнет, а звёздочка падает. Видел?
- Да, мамочка, видел. А почему одни звёздочки яркие и большие, а другие еле видно.
- Если человек злой, завистливый, жадный, его свечка еле-еле тлеет. А когда, любит людей делает добрые дела, тогда свечечка такого человека светит ясно, и этот свет видно далеко.
- Мама, я буду добрым! Я хочу, чтобы моя сечка светила ярче всех.
- Старайся, мой мальчик!
II Восприятие и осознание материала
С раннего детства вы, ребята, познаёте мир, учитесь понимать, что такое добро и зло. Зёрнышки добра вы получаете в семье, школьном коллективе и взращиваете всю остальную жизнь. Что такое хорошо и что такое плохо знаете ещё с детства.
Доброжелательный человек всем нравится, с ним легко общаться, у него всегда позитивное настроение, и такие, как правило, дольше живут.
Какого человека называют добрым?
- который делает добро другим,
- отзывчивый,
- помогает людям,
- внимательный,
- не обижает маленьких и слабых,
- хорошо относится к окружающим,
- честный,
- заботлив,
- думает не только о себе, учитывает интересы других.
Доброта, по словарю, - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим. Добрый человек несёт людям добро, любовь, помощь, сочувствие, и не боится, отдавая заботу и внимание души, что обеднеет. Ведь доброту трудно раздать, потому что она всё время возвращается…
… наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат.
Где живёт доброта? В нашей душе, сердце, хороших поступках. Что может быть добрым? Глаза, улыбка, слово…
1.Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
(Он ужасно одинок),
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку.
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты
Распускаются цветы.
Огревает всех она,
Словно лучик из окна.
2. Добром окутай тех, кто рядом,
Хоть капельку, но подари,
Пусть даже добрым своим взглядом
Сердца людские ты зажги.
3. Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет!
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «добрый вечер»!
Нет, не зря ведь есть у нас
Пожеланье «в добрый час»
Доброта – она от века
Украшенье человека.
-Вам кто-нибудь делал добро? Что вы чувствовали при этом?
(Радость, благодарность, хорошее настроение, желание отплатить добром)
А приходилось ли вам совершать благие дела? А нужно ли рассказывать всем подряд о своём хорошем поступке?
Нужно помнить добрые дела других. Добро творится бескорыстно, без расчета, от потребности.
На доске совет, прочитайте его.
Старайся делать добро скромно, незаметно.
4. Ты делай добро
И не требуй наград.
И будет тебе каждый встречный рад.
Ведь ласка приятна
И кошке, и львице
К тебе же добро
Возвратится сторицей.
Притча о стакане молока.
Каждое доброе дело имеет своё начало. Чётко различать зло – первая ступенька в страну добра.
Ответы детей: добро – хлопают в ладоши, зло – говорят «плохо»
- уступить место старенькому в транспорте;
- оставить товарища в беде;
- завидовать успеху товарища;
- подарить хорошую книгу в библиотеку;
- выдать чужую тайну;
- радоваться «2» одноклассника;
- позвонить заболевшему однокласснику;
- обидеться на друга и спрятать его дневник;
- уметь прощать обиды;
- жаловаться учителю об одноклассниках;
- быть безразличным к чужой беде.
Песня Леопольда (Хорошо и плохо)
С чего начать, желая быть добрым? А хотя бы с пожелания доброго утра.
5. Доброе утро
Скажешь кому-то,
И будет ему
Очень доброе утро.
И день будет добрый,
И добрые встречи
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
Видеоролик о том, как класс поделился обедом с мальчиком.
Игра «Узнай голос». Один ученик стоит, повернувшись к доске. По указке учителя любой учащийся говорит ему приятные слова, например:
- ты хороший товарищ,
- ты мне нравишься,
- ты хорошо отвечаешь на уроках,
- ты для меня пример,
- ты аккуратный и старательный…
и он должен узнать говорящего…
Физминутка. Песня «Что такое доброта?»
Можно ли сказать, что доброта похожа на солнышко? Чего нет у нашего солнышка? У нас есть лучики со словами: нежность, любовь, милосердие, помощь, уважение, радость.
Пример милосердия в одном стихотворении.
6 Сегодня видел я, как древняя старуха
Пыталась у метро отдать кота.
Я подошёл. Ведь думал с голодухи.
Хотел рублей 400 ей дать.
Но видела бы ты глаза старухи!!
«Возьмите котика, мне скоро помирать»
В мире, в пыли житейской круговерти
Внезапно наступила пустота:
Старуха не своей боялась смерти,
Пыталась от неё спасти кота.
Желание пристроить своего друга меньшего – это милосердие, проявление доброты в высшей мере, ответственность, сердечность.
Высокую мораль добра люди понимали ещё в далёком прошлом. В Вавилоне был такой обычай – немощного человека выносили на дорогу. Каждый, кто проходил мимо, подходил, расспрашивал, советовал несчастному. Никто безразлично не проходил. Когда-то в Сербии был такой закон: на свадьбе молодые должны посадить оливковые деревья, которые плодоносят 400 лет. Уже давно нет, тех кто их садил, нет и их внуков, но деревья посаженные в 17 веке, плодоносят и радуют людей и сегодня.
Хороший обычай есть на Кавказе. Высоко в горах садят плодовые деревья, чтобы случайный путник утолил голод или жажду. А в тайге свой обычай: оставлять в лесной избушке – землянке воду, чай, сухари, щепки, чтобы путешественник затопил печку, согрелся и подкрепился.
…
О большой силе доброты свидетельствуют воспоминания ленинградца, который пережил страшную блокаду во время Великой Отечественной войны. Двое ленинградских мальчиков-сирот решили продать отцовский бушлат, чтобы на эти деньги выкупить хлеб в булочной по карточкам. Младший брат остался дома, а старший (ему было 10 лет) пошёл на толкучку. Покупатель нашёлся быстро, мальчик даже не успел рассмотреть его, не запомнил лицо. Счастливый он вернулся домой. Раскрыв ладошку с денежкой, вскрикнул. Вспомнив, что в карманах проданного бушлата были хлебные карточки. «За хлебом пойду завтра», - сказал меньшему и улёгся. А про себя подумал, может, завтра умрём… Зимой темнеет рано, а в эту длинную зимнюю ночь старший так и не уснул. Помощи искать неоткуда, а он хорошо знает, что бывает с человеком, у которого нет хлеба. Лишь утром мальчик, обессиленный бессонной ночью, смежил веки, как услышал стук в дверь. От неожиданности он замер, но дверь открыл. На пороге стоял покупатель отцовского бушлата и держал в руках хлебные карточки. Он протянул эти спасительные бумажечки (там был написан адрес и фамилия). Незнакомец быстро исчез, а братья плакали от радости.
Настоящий человек и не мог поступить иначе. Добро победило. Человечность, порядочность не имеет границ.
Но это исключительные случаи, а как мы должны поступать ежедневно, следуя законам доброты. (Работа в группах)
1 группа
- помогать родителям и тем, кто нуждается в помощи;
- заботиться о братьях наших меньших;
- помнить Дни рождения близких, …
2 группа
Составляет портрет доброго человека, выбирает соответствующие карточки, а которые не подходят, откладывают в сторону. Также дополняют этот список своими качествами: вежливый, дружелюбный, щедрый, улыбчивый, заботливый, злобный, жадный, грубый, лживый, коварный, жестокий, …
3 группа
Мы называли качества помощников доброты, а вы назовите врагов доброты (жадность, зависть, злость, безразличие, хитрость, жестокость).
Кстати, есть действенный способ погасить негативные эмоции, например, злость.
Игра «Тух-тиби-дух». Если плохое настроение или очень рассержен, нужно подойти к кому-то и проговорить это трижды. А чтобы наверняка подействовало, нужно смотреть в глаза человека. Говорить сердито. Пробуем? Помогает?
Игра «Чем могу, помогу»
Ситуации:
Неприятность – мне очень жаль, что так случилось, не переживай, за тёмной полосой следует светлая.
Страх – не бойся, я буду с тобой.
Боль - потерпи немного, до свадьбы заживет.
Радость – я так рада за тебя.
А кто для вас является примером доброго человека?
Песня о маме.
Дети – это самое дорогое, что есть у родителей. Они отдают детям внимание, беспокойство и любовь. Каким должен быть ребёнок, чтобы родители им гордились?
внимателен, добр, послушен, честен, воспитан.
Есть и грустные аккорды в нашей жизни. Старость не радость, никто её не ждёт, никто ей не рад, а она подкрадывается незаметно, всё лучшее – в прошедшем, а впереди немощь, одиночество, болезни, слабость. На звёздной карте нет такой планеты Старость, но она существует, и все когда-то переступят её. Жители планеты Старость бредут медленно, пристально приглядываются на дорогу, напряженно идут по ступенькам.
Как вы относитесь к своим прабабушкам, прадедушкам, никто их не стесняется?
Песня «Лети, лепесток»
Если к вам попадёт волшебный лепесток, какое желание загадаете?
III Подведение итогов.
1. Незаконченное предложение:
Мне грустно, когда …
Мне страшно …
Мне нравится …
Я люблю …
Я желаю …
Мне интересно …
2. Шесть учащихся составляют по карточкам пословицу.
Жизнь даётся человеку на добрые дела.
3. Над чем вы задумались на уроке? Откроем сердце для добра!