Дидактическая игра, как способ повышения мотивации на уроках в начальной школе.
Дидактическая игра, как способ повышения мотивации на уроках в начальной школе.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, которые на мой взгляд развивают подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов являются разнообразные занимательные игры. (Приложение «Дидактические игры на уроках)
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических. Где процесс образования погружён в процесс общения.
Учёба это серьёзный труд и именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным. Не секрет, что многие дети с приходом в школу испытывают трудности. У многих из них недостаточно развиты речь, внимание, память. Работая в таких условиях, я пришла к выводу, что в первую очередь надо развивать у детей познавательные процессы, вызвать интерес к учебной деятельности, а это невозможно без игр и игровых упражнений как на уроке так и во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра, как способ повышения мотивации на уроках в начальной школе.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронинская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
Педагогический проект
1 – 4 классы
Трупп Светланы Владимировны
учитель начальных классов
“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский
Невозможно сегодня современный урок провести по – старинки с одним мелом.
Задача учителя – найти такие приёмы, методы чтобы ребёнок стремиться в школу, где ему хорошо, содержательно, интересно.
Что для этого необходимо:
Организация учебной деятельности.
Активизировать – значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение)
Способы, которые активизируют учебную деятельность:
1. Проблемное изложение знаний
Дискуссия
Творческая работа учащихся
Коллективная, познавательная деятельность
Формирование стимулов к учению
Но есть и другие наиболее приемлемые технологии, которые повышают познавательный интерес у младшего школьника это на мой взгляд - игровая технология.
Актуальность.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, которые на мой взгляд развивают подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов являются разнообразные занимательные игры. (Приложение «Дидактические игры на уроках)
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических. Где процесс образования погружён в процесс общения.
Учёба это серьёзный труд и именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным. Не секрет, что многие дети с приходом в школу испытывают трудности. У многих из них недостаточно развиты речь, внимание, память. Работая в таких условиях, я пришла к выводу, что в первую очередь надо развивать у детей познавательные процессы, вызвать интерес к учебной деятельности, а это невозможно без игр и игровых упражнений как на уроке так и во внеурочное время.
Цель:
Изучить влияние дидактической игры на эффективность обучения младших школьников;
Рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на развитие логического мышления, воображения и внимания младших школьников.
Задачи:
На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы систематизировать знания о дидактических играх;
Определить классификацию дидактических игр, используемых в обучении младших школьников;
Определить значение использования дидактических игр в учебном процессе.
Гипотеза
Если регулярно использовать дидактические игры на уроках в начальной школе, то у обучающихся повысится познавательный интерес к предметам.
Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки вызывали у детей интерес. А как этого добиться?
Для того чтобы детям хотелось получать знания, чтобы им было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к предмету, что способствует повышению качества знаний. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения: творческие задания, использование на уроках игровых методов обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами.
Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры.
Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
В дидактической игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игра – ведущий вид деятельности для ребёнка и все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Большинству игр присущи четыре главные черты, которые помогают формировать компетентности (по С.А.Шмакову):
Следовательно из всего перечисленного можно сказать, что даже робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. Учителю нужно обязательно помнить, что дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова
из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
В игре ребёнок осваивает знания, ему предоставляется большая самостоятельность, в то же время нужно помнить, что на детей нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.
Заключение
Дидактическая игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создаёт более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; психологически привлекательна для учащихся; вносит значительное оживление и высокую подвижность участников; акцентирует внимание на дополнительной по отношению к учебному материалу информации.
Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо, такие игры являются стимулом для детей в успешности обучения, каждый урок для ребёнка является долгожданным и желанным, а значит, будет способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости.
Я пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить.
В итоге среди моих учеников нет неуспевающих. Ученики класса являются победителями и участниками разных олимпиад, конкурсов, конференций.
С удовольствием учиться – не это ли главное для ребёнка.
Литература:
1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994
3.Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва,1996
4.Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000
5. Лерненр П.Я. Дидактика средней школы. Москва. Просвещение, 1992, стр.166
6.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007
7.Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 Российское пед. агенство.
8. Селивко Г.К Современные образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 1998