совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой работы;
воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, солнышко с лучиками, цветы, дерево «Добра», инструмент.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на нашем занятии, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
/на доске высвечивается слайд №1 с кроссвордом/
1 вопрос
Женское имя или одна из главных христианских добродетели?
/на доске высвечивается ответ – Надежда/
2 вопрос
Православные люди часто обращаются к Богу с просьбами, с мольбой. Как называется это обращение?
/ правильный ответ - молитва/
3 вопрос
Голову Святого окружает золотой круг. Как называется этот знак Божьей благодати?
/правильный ответ – нимб/
4 вопрос
Как называется обряд, когда человека погружают в воду, большую купель или в реку?
/правильный ответ – крещение/
5 вопрос
Как называется картина, на которой изображено то, или иное лицо или событие из Библии или церковной истории?
/правильный ответ – икона/
6 вопрос
Как называют православных людей?
/ правильный ответ - христиане/
7 вопрос
В этот день люди иначе здороваются, троекратно целуются. Назовите этот праздник?
/правильный ответ – Пасха/
- Прочтите слово по вертикали
/на слайде высвечивается слово доброта/
2. Определение темы.
- Сегодня на нашем занятии мы продолжим тему предыдущего урока по ОРКСЭ и пополним наши знания.
Девизом нашего занятия станут слова: «Давайте поклоняться доброте»
/Слайд № 2/
3. Беседа по теме урока
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово доброта?
/ответы детей/ - Видите, как по-разному, мы представляем себе это понятие.
- Что означает это слово?
/рассказывают дети/
Над понятием доброты размышляли философы древности. Понимание, осмысление доброты менялось с изменением исторических эпох, условий человеческого существования. Долгое время неотъемлемой составной частью её были воинская доблесть, мужество, проявленные в схватках с врагами. И конечно это было добро, ибо оно приносило безопасность роду, племени, государству, народу. Потом постепенно в понятие доброты стали входить сердечность, бескорыстие. В широком смысле добро и доброта – это стремление дать полное счастье всему человечеству.
Учитель:
-В толковом словаре С. Ожегова «Доброта» – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление дать добро другим.
/Слайд №3 /
- Ребята, как вы думаете, где живет доброта?
/ стихотворение «Доброта» читает ученик/
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
Учитель:
-А где ещё может поселиться доброта?
/она живёт в нашем сердце/
- С чем можно сравнить доброту?
/ответы детей/
Учитель:
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
/Слайд №4/
Учитель:
- Давайте поселим солнышко у нас в классе. Сделаем его добрым, ласковым, красивым.
/ дети прикрепляют на доску лучики со словами/
внимание теплота доброжелательность
понимание любовь отзывчивость забота ласка сострадание
Учитель:
- Какое яркое и доброе солнышко у нас получилось. Солнышко посылает свои добрые лучики на землю.
- А что происходит с природой?
/Природа оживает/
- Ребята, давайте, и мы оживим нашу полянку и посадим цветы.
- Сажая цветы, мы будем выполнять задания.
4. Работа с пословицами
1 задание
- Ребята, а вы знаете пословицы о доброте, о добрых делах?
- Расскажите.
/дети называют пословицы/
- Молодцы! Наша полянка начинает оживать
/ учитель прикрепляет 1 цветок /
5.Разбор ситуации
2 задание
Шёл Боря домой из школы. Видит – идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Мальчик подошел к старику, взял его за руку и проводил до дома. / ситуацию читает учитель на слайде №5/
- Ребята, правильно поступил мальчик? А как бы вы поступили на его месте?
- Какими качествами обладал мальчик?
- Ребята, а кому нужна доброта?
/ доброта нужна всем людям/
- А легко ли быть добрым человеком?
/ученица читает стихотворение/
Добрым быть совсем непросто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
- А какого человека мы можем назвать добрым?
/ответы детей, затем открывается слайд №6/
- Молодцы, ребята! И с этим заданием мы справились.
/ учитель прикрепляет 2 цветок /
- Ещё красивее становится наша полянка.
Учитель:
- А сейчас ответьте на мои вопросы.
Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте - «да», а если не согласны, отвечайте – «нет»
Вы смелые? - Да!
Умелые? - Да!
Красивые? - Да!
Ленивые? - Нет!
Внимательные? - Да!
Милые? - Да!
Драчливые? - Нет!
Заботливые? - Да!
Добрые? - Да!
6. Физминутка /музыкальная/
Дети исполняют песню «Если добрый ты»
/слайд №7 – слова песни/
Учитель:
- Какая добрая и красивая песня, а наша полянка становится ещё прекраснее
/учитель прикрепляет 3 цветок на полянку/
7. «Немая сценка»
/дети показывают сценку/
Однажды по улице шла старушка, опираясь на палку. Она была очень стара, и от старости согнулась, поэтому шла, глядя себе под ноги. Навстречу ей, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старушку и сильно её толкнул. Старушка очень рассердилась на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старушке, и та сразу подобрела.
Учитель:
- Как вы думаете, что сказал мальчик старушке, отчего она сразу перестала сердиться?
-А вы знаете «волшебные слова»?
/дети отвечают/
Учитель:
Чтобы дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, надо учиться правильно общаться. В этом нам и помогают волшебные слова.
/слайд №8/
- Молодцы, много вы знаете волшебных слов, и думаю, что всегда будете их применять.
- А наша полянка продолжает оживать
/учитель прикрепляет 4 цветок/
8. Частушки
Учитель:
-А сейчас послушайте частушки и ответьте на вопрос: « Есть ли среди вас такие ребятишки?»
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах»!
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Коля ссорился с друзьями,
В ход пуская кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Петя ловко ловил рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
/учитель прикрепляет на доску 5 цветок/
9.Правила доброты.
Учитель:
- Ребята, давайте зачитаем правила доброты и будем их соблюдать
/высвечивается слайд №9/
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать
Не вредничать
Не ссориться
10. Работа в группах.
Но не только пословицы о доброте слагал народ. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Какие высказывания они посвящали доброте, узнаем, выполнив задания.
Учитель:
- Проверим, правильно ли вы справились с заданием
/дети в группах читают составленные высказывания, на слайде №10 появляется правильный ответ/
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.
Л.Толстой
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо
Чтобы оценить доброту в человеке,
надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе.
Вильям Шекспир
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других.
Л.Толстой
Спешите делать добро!
Ф.П.Газ
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
/учитель прикрепляет 6 цветок/
10. Рефлексия Дерево «Добра»
/дети прикрепляют на дерево листочки с добрыми делами/
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
- Посмотрите, какая красивая полянка. В ваших силах сделать нашу планету доброй и красивой.
11. Итог занятия
Учитель:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
-Наполняйте своё сердце солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
-Я хочу, чтобы вы шли по жизни только дорогою добра.