Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в школе.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« БЕЗ ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ невозможно ВОСПИТАНИЕ» »
МКОУ « Садовская СОШ»
ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЧТЕНИЯМ
« БЕЗ ДУХОВНОЙ ОБЩНОСТИ невозможно ВОСПИТАНИЕ»
ВЫПОЛНИЛИ: УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:
МУСАХАЕВА Назипа Талаповна ,
МУСАХАЕВА Зинаида Абуталиевна .
2011-2012 ГОД.
Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в школе.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Школьный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства. Воспитание души ребёнка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающие эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в школьном возрасте.
Нравственное воспитание можно осуществить через рефлексивную деятельность детей, через размышление, диалоги, дискуссии и т.д. Это направленно на самосознание учащихся. Именно это направленность определяет атмосферу, стиль и тон коллектива. Не только во время специальных занятий но и вне их: на уроке, переменах. Таким образом происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование класса.
. Важно, чтобы именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством, усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека в обществе, о достойном поведение людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И,которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким , и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.
Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений
Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», - утверждает педагог-мыслитель, - «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова». По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило свою каплю в Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как к педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы. Он считал эффективными народные формы сохранения и распространения педагогической мудрости. Вот некоторые из благопожеланий и назидательных советов Сухомлинского: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми», «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в думе прошлого, не может быть и будущего». Народные пословицы лежат и в основе заповедей Сухомлинского, например: «"Три бедствия есть у человека - смерть, старость и плохие дети", - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей». Или еще: «Береги честь с молоду, не разбрасывай по мелочам силу своей души. Если будешь разбрасываться в ранней юности, если будешь без конца увлекаться - вступишь в зрелую жизнь человеком с пустой душой». Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, - говорил Сухомлинский, - когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Специфика работы учителя начальной школы в том, что он преподаёт не один предмет, а все предметы учебного плана. На каждом уроке можно найти возможность решать проблему воспитания гражданина и патриота своей Родины. Формирования личности идёт не только во время внеклассной работы, но и на каждом уроке.
У нас есть небольшой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Ещё в период обучения грамоте, используюм беседы по картинкам, иллюстрациям, содержание текстов, главным образом сказок, так как есть возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности и патриотизме, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей.
Предлагаю темы к размышлению для этических бесед
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Зачем быть вежливым?
Спешите делать добро.
Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. У каждого обучающегося в классе есть своё поручение. Работаю по двум разделам: «Я в школе» и «Я вышел из дома».
Я в школе:
ученик (ученица)
дежурный
санитар
командир
товарищ
друг
одноклассник
помощник учителя
цветовод
санитар
физорг
организатор игр
Я вышел из дома:
гражданин
житель села
прохожий
покупатель
друг
товарищ
пешеход
гость
родственник
велосипедист
читатель библиотеки
драчун
При планировании тем для классных часов, обязательно включаем темы по духовно-нравственному воспитанию: «Правила поведения в школе», «Доброта спасёт мир», «Мои добрые дела», «Уроки вежливости», «Уроки доброты» «Язык родной, дружи со мной!», «Школа правовых знаний», конкурс рисунков «Мое село», дискуссия «Зачем я хожу в школу?», откровенный разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?», «Заливается звонок - начинается урок» (права и обязанности учащихся). На этих уроках осуществляется работа над восприятием и пониманием обучающимися таких ценностей, как «доброта», «милосердие», «гуманность», умение различать хорошие и плохие поступки, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать правила поведения в школе.
Для того чтобы проследить за динамикой изменения представлений о духовно-нравственном воспитании проводим диагностики.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Р.Р.Калининой)
Обучающихся прошу привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Обработав результаты диагностики, делаем вывод: представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.
В 2010 и 2011 годах проводили диагностику уровня воспитанности для 3-4 классов.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 3 – 4-е классы
Я оцениваю себя
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я всегда выполняю домашние задания
я люблю читать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я старателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится самообслуживание в школе и дома
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
я берегу землю
я берегу растения
я берегу животных
я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
я выполняю правила для учащихся
я выполняю правила внутришкольной жизни
я участвую в делах класса и школы
я добр в отношениях с людьми
я справедлив в отношениях с людьми
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен и опрятен
я соблюдаю культуру поведения
я забочусь о здоровье
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
Мы считаем, что наша работа даёт положительную динамику по формированию духовно-нравственного воспитания. Будем и дальше продолжать работу по формированию духовно- нравственных ценностей у младших школьников.