Цель: формирование у детей начальных классов интереса к устному народному творчеству. Задачи: О: Познакомить детей с устным народным творчеством, расширять кругозор.
Р: - развивать родную речь с использованием малых форм фольклора;
- способствовать формированию связной речи, развивать звуковую культуру речи, развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь, фонематический слух, способствовать расширению и активизации словарного запаса детей посредством фольклора;
В: - воспитывать в детях нравственно-эстетические и патриотические чувства, прививать любовь ко всему родному и приобщать к русской культуре, народным традициям, углублять знания об истории своего народа и страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа «Мудрость наших предков»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК".
Внеклассное мероприятие в начальных классах.
Беседа «Мудрость наших предков»
Г. Гуково
2022г.
Конспект занятия по речевой и познавательной деятельности.
Беседа «Мудрость наших предков»
Цель: формирование у детей начальных классов интереса к устному народному творчеству. Задачи: О: Познакомить детей с устным народным творчеством, расширять кругозор.
Р: - развивать родную речь с использованием малых форм фольклора;
- способствовать формированию связной речи, развивать звуковую культуру речи, развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь, фонематический слух, способствовать расширению и активизации словарного запаса детей посредством фольклора;
В: - воспитывать в детях нравственно-эстетические и патриотические чувства, прививать любовь ко всему родному и приобщать к русской культуре, народным традициям, углублять знания об истории своего народа и страны.
Ход занятия:
- Ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии!
Сегодня я хочу вас познакомить с устным русским народным творчеством.
Устное народное творчество – это художественные произведения, созданные народом.
Устноенародноетворчество - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.
Фольклор – устноенародноетворчество. Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.
Виды устного народного творчества
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» - говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».
Пестушки– небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.)
Проводится игра: Большие ноги шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП! Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ!
Потешки. песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.
Самомассаж:(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга) Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приколачиваю.
Скороговоркиучат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:
На дворе — трава, на траве — дрова;
"Без пословиц не проживешь" - точно и справедливо сказано русским народом.
Пословица- Это короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо, она точно высмеивает недостатки людей.
-Чему нас учат пословицы? (Они нас учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию, справедливости, уважению к своим близким).
-Пословица - это меткое выражение, в которых кратко, но точно высмеиваются недостатки людей, в них отразились все стороны человеческой жизни (труд, учеба, дружба).
Пословицы и поговоркиПословицыипоговорки - особый жанрустногонародноготворчества, это народная мудрость, жизненные наблюдения и трудовой опыт многих поколений, облеченные в словесную форму и передающиеся из уст в уста. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Мала пчелка, да и та работает.
Делу время, а потехе час.
Книга - друг человека.
Кто много читает, тот много знает.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
- Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей?
Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
На лице она цветёт и от радости растет (Улыбка)
Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Хороводы. Издавна были любимым развлечением молодежи на Руси. Водить хороводы начинали весной, когда становилось тепло и земля покрывалась первой травой. В хороводе сплелись воедино танец, игра, пение.
Хороводная игра «Каравай»
Русская народная песня предлагает ребенку обширный круг поэтических ассоциаций. Белая береза, шумящая на ветру, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка… Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Сказки. Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые… Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки.
- Ребята, а какие вы знаете русские народные сказки?
Игра: «Узнай сказку по ее описанию». Сначала внимательно слушайте о какой сказке идет речь, а потом отвечайте.