Тема: « Из чаши мудрости испей … »
8 класс
Цель: Расширить представления учащихся о понятии «мудрость народа», ее истоках и значимости для современников.
Задачи:
- расширение знаний о народной мудрости, о значении ее для человека;
- развитие умения понимать народную мудрость и следовать ей;
- воспитание уважительного отношения к мудрости народа, народному творчеству;
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствуя учащихся, учитель смотрит готовность учащихся к уроку – школьные принадлежности, рабочее место ученика, отсутствующих и классную доску.
2. Эпиграф урока.
«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен»
С.А. Назарбаева
3. Вступительное слово учителя.
- Великие мыслители говорили о том, что у всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам.
4. Круг радости.
Учитель предлагает им послушать стихотворение Ирины Некрасовой, в котором автор осмысливает мудрость великого поэта, приглашая к размышлению об этом и своих современников.
Читая Абая стих И. Некрасовой
Читая строчки, вижу между строк …
И, приоткрыв завесу тайны,
Я слышу музыку добра,
Где звук и слово не случайны!
Абай беседует со мной.
Он раскрывает мир, не пряча
И не ища удобных слов.
Поэт не может жить иначе.
И жизнь его, как мир большой,
Простому смертному открыта,
В ней каждый шаг и каждый вздох
Проникновенны, не избиты.
Познай Абай и поверь:
Чем полагаться на удачу,
К сосуду мудрости поспей,
В нем – и ответы, и задачи!
Беседа. Учитель проводит беседу по вопросам.
v Можно ли воспитать в себе мудрость? Как?
v Что помогает обрести мудрость?
Ответ. Обрести мудрость помогают вдумчивое, внимательное отношение к окружающей жизни, наблюдательность, умение анализировать.
5. Беседа. Ребята, а по вашему мнению чему учится человек в своей жизни?
Согласны ли вы с утверждением «Человек учится всю жизнь»?
6. Вопрос: Дайте развернутое определение понятию Мудрость.
Мудрость содержит в себе гораздо больше, чем просто знание или способность его получать, больше, чем способность понимать и мыслить.
Мудрость – это глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных, особенно в нравственно – духовных вопросах.
7. Домашнее задание – защита проектов. Каждая группа предъявляет результаты своей работы в виде презентаций или стендовой защиты на ватмане. В проектах нужно отразить.
Тема: 1. «Народные приметы, обычаи и традиции в которых воплотилась мудрость народа». Первая группа защищает. Спикер Каткова Алена.
Тема: 2. «Народное творчество – один из источников народной мудрости». Вторая группа защищает. Спикер Фоминых Андрей.
Тема: 3. Попросите родителей с точки зрения их мудрости и жизненного опыта ответить на вопрос «Какой опыт и знания вы бы хотели передать своему ребенку». Третья группа защищает. Спикер Матычук Сергей.
8. Чтение, представленный в учебнике отрывок из беседы
М. Шаханова и Ч. Айтматова поможет учащимся расширить свои представления о понятии «народные традиции», на стр. 162-163.
Есть у грузин один хороший обычай, бережно передающийся из поколения в поколение и до сих пор не потерявший своего значения:
Когда кто-либо выдает дочь замуж, в главное приданное входит и книга Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Вот какое особое место занимает эта поэма даже в нынешние времена! Ибо это великое произведение, воспевающее родную землю, честь и отвагу ее сыновей. Вот почему оно является самым дорогим достоянием каждой грузинской семьи. Приданое считается неполным, если нет в нем «Витязя в тигровой шкуре».
В Канаде есть обычай проводить конкурс старых деревьев. И дерево – долгожитель награждают медалью. Причем медаль прикрепляется к самому дереву. От такого бережного, любовного отношения к природе поневоле чувствуешь огромное удовлетворение, гордость за человека.
А в Прибалтике например, ежегодно проводится перепись всех деревьев – долгожителей. Однажды в Эстонии, на острове Муху, меня поразило количество перевернутых вверх днищем рассохшихся, полусгнивших рыбацких лодок, сложенных на деревянном помосте. Я спросил о причине этого скопления, и мне ответили:
- Этим лодкам от ста до двухсот лет. В свое время они честно потрудились на наших дедов и прадедов, были свидетелями их свиданий с любимыми, помогали растить детей, верно служили своему народу. Наши предки получали от этих лодок только добро. И забывать об нельзя. Как прекрасно, что народ чтит память предков, проявляя великую благодарность, человечность и любовь к ушедшим!
Вопрос. 1. Почему обычаи, о которых рассказано в тексте, бережно передаются из поколения в поколение? 2. Какие обычаи других народов известны вам?
(Комментирую ответы учащихся на вопросы к тексту, особое внимание обращается на вопрос 1. Следует подчеркнуть, что бережное отношение к обычаям и традициям передает трепетное отношение не просто к передаче ритуального рисунка, а именно к содержательной стороне того или иного обычая, отражающей мудрость многих поколений).
9. Прочитайте притчу: «Сокровище». И ответим на вопрос.
Какая мудрость заключена в этой притче?
«Сокровище»
Один важный господин попросил Мастера посоветовать ему, как лучше проводить свое время. Он чувствовал, что дни его поглощены тем, что он постоянно старается сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других. Жизнь его при этом становится все более и более безрадостной.
Мастер молча написал что-то на листке бумаги и передал его человеку. Вот эта запись:
Этот день не повторится дважды.
Мгновение дороже сокровищ.
Этот день больше не придет.
Каждая минута – бесценное сокровище.
10. Резюме. Обобщая изученное по теме, учителю важно подчеркнуть.
- что в названии урока мудрость образно представлена как содержимое чаши, которое каждый человек вкушает всю жизнь, и тонкий вкус которого распознает по – своему.
- что мудрость никому не дается от природы, а приходит через жизненный опыт, который накапливается в процессе познания человеком себя и окружающего мира.
Чаша – подготовить мудрые слова, цитаты, высказывания.
- Предлагаю каждому из вас вытянуть из чаши мудрое послание и поделиться им с нами.
1. Сперва учись хорошим нравам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо. Сенека
2. Мудрость – это ум, настоянный на совести. Фазиль Искандер
3. Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил
4. Кто мудр, тот и добр. Сократ
5. Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, - терпение. Генрих Ибсен
6. Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней. Пифагор
7. Умей довольствоваться малым и трудись честно.
8. Человек мыслящий, имеющий богатый жизненный опыт, может предсказать события. Таких – то и называют святыми.
9. Если нет жизни помимо этой, какой смысл тратить ее на единоборство с природой и людьми.
10. Остерегайся мелких недругов так же, как серьезных врагов.
11. Творя крупицу добра, мы пытаемся искупить этим грехи, величиной с гору. И не стыдно нам после называться человечеством?
12. Глаза человеческие можно прикрыть. Око души – никогда.
13. Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает. И.Гете
14. Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. Ф. Ларошфуко
15. Творить добро – значит действовать, а не через силу совершать благодеяние или уступать просьбам тех, кто нуждается в помощи либо назойливо ее требует. Ж. Лабрюйер
16. Являясь полноценной личностью данной нации и гордясь своей нацией, ты можешь достойно относиться и к другим народам.
Бауржан Момышулы
17. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. Виссарион Белинский
18. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Б. Паскаль
11. Рефлексия.
Напишите на стикерах, послание Учителю вашей жизни, начиная со слов: « Я благодарен Вам за ………………»
Стикеры прикрепляются на доску или ватман.
12. Спасибо.