3) понять воздействие различных факторов на здоровье человека;
4) показать зависимость физического здоровья от духовного.
Оборудование:
1) таблички со словами:
ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВИЕ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВО;
2) табличка с пословицей: «В здоровом теле – здоровый дух»;
3) запись классической и народной музыки.
Ход урока:
I. Вводная часть. Сердечное приветствие.
Солнышко красно,
Гори, гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю освети,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
II. Изучение темы.
1. Вступительное слово учителя.
– Ребята, все ли хотят быть здоровыми? А что значит: ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК? (Ответы детей.)
– Здоровый человек тот, у кого весь организм работает слаженно,
в едином ритме. А ведь в нём очень много различных органов, и каждый имеет свой ритм. И все эти органы должны работать слаженно и гармонично. А сложно ли поддерживать организму правильный ритм? Давайте это понаблюдаем.
2. Игровой момент.
Дети встают и прохлопывают:
Раз-раз-раз, два, три.
То же проделывают по рядам:
1 ряд – один хлопок,
2 ряд – два хлопка,
3 ряд – три хлопка.
Дети садятся.
– Послушайте ритм своего сердца. Левую руку приложите к сердцу, а правой отбивайте ритм своего сердца.
3. «Закончи сказку».
Учитель читает начало сказки А. Расцветниковой «Содружество». Дети продолжают её.
Содружество.
Однажды повздорили части человеческого тела. Стали хвалиться друг перед другом и вести счёт своим заслугам, что закончилось ссорой.
– Не будем, – сказали руки, – работать. Работайте сами, коль есть охота!
– А мы, – заявили ноги, не будем ходить и вас на себе носить!
– Подумаешь, как испугали! – глаза им на это сказали. – А сможете ли вы обойтись без зорких глаз? Коль и об этом думать не желаете, тогда живите вы, как знаете, а мы же впредь не будем ни на что смотреть!
– А мы не будем слушать! – сказали уши. – Мы непрерывно слух свой напрягаем и день-деньской мы отдыха не знаем. Нам даже и по воскресеньям покоя нет от музыки и пения!
– Могу и я жить без забот! – воскликнул рот. – Я тоже знаю, как мне быть: не буду есть, не буду пить!
– Так, значит, с этого дня настанет отдых для меня! – желудок радостно вскричал. Я без сожаления отказываюсь от пищеварения!
Тут голова сказала в свой черёд:
– Я опасаюсь этого разлада, он нас к добру не приведёт, а, впрочем, мне и о себе подумать надо, пусть и мой мозг немного отдохнёт!
Вконец рассорившись, все замолчали. И вот работать руки перестали, не ходят ноги по дороге, не напрягают уши слух, в глазах огонь потух, рот пищу не жуёт, желудок отдыхает, и голова не размышляет…
– Ребята, подумайте, чем закончилась эта история? (Ответы детей.)
4. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».
– Природа дала человеку прекрасный организм, это значит, в нём всё организованно, всё слаженно, как в часах. А кто же всем этим руководит? Кто хозяин-руководитель? Правильно, сердце. Сердце направляет всю жизнь человека. А некоторые ребята считают, что мозг всему хозяин. Но ведь в жизни бывают такие ситуации, когда человек сознательно жертвует своим здоровьем. А ведь мозг знает, что это организму вредно. Почему же иногда человек бросается в огонь, спасая детей? Мы говорим, совесть ему подсказывает. Значит, есть в человеке высший управитель – это его дух, который проявляется через сердце.
Об этом говорится и в пословице «В здоровом теле – здоровый дух». Только в древности её по-другому понимали: «Здоров дух – здорово тело». Понимали наши предки, что в человеке главное – духовное здоровье. А почему они так думали? От чего зависит духовное здоровье? Верно, от нашего сознания, от наших мыслей, слов, поступков, отношения к другим людям, к миру.
5. Беседа о фактах, влияющих на здоровье.
– А что ещё влияет на здоровье человека? Правильно. Цвет, свет, звук, музыка, запах, речь, форма, рисунок, мысли.
– Давайте выясним воздействие каждого фактора на человека, его полезное или вредное влияние. Например, классическая и народная музыка соответствует ритмам организма и оздоравливает его. Не зря наши бабушки и дедушки много протяжно пели. (Прослушивание народной музыки). А быстрые и громкие барабанные ритмы рок-музыки нарушают естественные ритмы организма, приводя к разным заболеваниям. Представьте, в часах одно колёсико стало крутиться быстрее. Что произойдёт? Разрушение всего механизма. Вот так и в человеке.
6. Работа со словом «Здоровье».
– А теперь давайте посмотрим, что нам расскажет само слово «Здоровье».
Мы уже знаем, что каждая буква могла читаться словом.
«З» – земля, дальше идёт «Дар», понятное слово. Вместе – дар земли человеку.
– А что мы говорим, когда мы желаем человеку здоровья, здравия? Проговорим вместе:
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
7. Радость и здоровье.
– Здравствовать – значит жить по законам Природы, принимать дар солнца – Ра-дость. Наши предки умели жить в радости. Даже беда и горе не могли их сломить. Из старины пришло к нам изречение «Радость – особая мудрость».
Недаром греки, встречаясь, говорили «Радуйся!» А русский святой Серафим Саровский встречал каждого словами; «Радость моя!»
8. «Подумай над мудростью»:
«Доброта для души – то же, что здоровье для тела»,
«Нельзя врачевать тело, не врачуя души».
IV. Русские народные игры.
– Ребята, а что ещё нам нужно для здоровья?
Правильно, СОЛНЦЕ и ВОДА. Давайте поиграем в старинные русские игры «Ручеёк» и «Горелки».
Игра «Ручеёк.
Её любили ещё наши прабабушки. Игра создаёт весёлое и жизнерадостное настроение. Играющие встают парами друг за другом, обычно мальчик и девочка. Берутся за руки и держат их над головой. Игрок, кому не досталось пары, идёт к истоку ручейка и, проходя под сцеплёнными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара становится в конце ручейка. А тот, чью пару разбили, идёт в начало ручейка. Можно игру сопровождать словами:
Ручеёк, ручеёк,
Счастья, радости поток.
Ты течёшь, не уставая,
Нас здоровьем омывая.
Лейся, лейся, ручеёк,
Жизни вечной ты исток!
Игра «Горелки".
Участники игры становятся попарно в «ручеёк». Голящий стоит впереди. Кричат: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.
Раз, два, три – гори!»
С этими словами последняя пара размыкает руки, и дети бегут по разным сторонам в сторону голящего. Он должен поймать кого-то из них. Они становятся впереди. Игра продолжается.
3) понять воздействие различных факторов на здоровье человека;
4) показать зависимость физического здоровья от духовного.
Оборудование:
1) таблички со словами:
ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВИЕ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗДОРОВО;
2) табличка с пословицей: «В здоровом теле – здоровый дух»;
3) запись классической и народной музыки.
Ход урока:
I. Вводная часть. Сердечное приветствие.
Солнышко красно,
Гори, гори ясно!
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю освети,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
II. Изучение темы.
1. Вступительное слово учителя.
– Ребята, все ли хотят быть здоровыми? А что значит: ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК? (Ответы детей.)
– Здоровый человек тот, у кого весь организм работает слаженно,
в едином ритме. А ведь в нём очень много различных органов, и каждый имеет свой ритм. И все эти органы должны работать слаженно и гармонично. А сложно ли поддерживать организму правильный ритм? Давайте это понаблюдаем.
2. Игровой момент.
Дети встают и прохлопывают:
Раз-раз-раз, два, три.
То же проделывают по рядам:
1 ряд – один хлопок,
2 ряд – два хлопка,
3 ряд – три хлопка.
Дети садятся.
– Послушайте ритм своего сердца. Левую руку приложите к сердцу, а правой отбивайте ритм своего сердца.
3. «Закончи сказку».
Учитель читает начало сказки А. Расцветниковой «Содружество». Дети продолжают её.
Содружество.
Однажды повздорили части человеческого тела. Стали хвалиться друг перед другом и вести счёт своим заслугам, что закончилось ссорой.
– Не будем, – сказали руки, – работать. Работайте сами, коль есть охота!
– А мы, – заявили ноги, не будем ходить и вас на себе носить!
– Подумаешь, как испугали! – глаза им на это сказали. – А сможете ли вы обойтись без зорких глаз? Коль и об этом думать не желаете, тогда живите вы, как знаете, а мы же впредь не будем ни на что смотреть!
– А мы не будем слушать! – сказали уши. – Мы непрерывно слух свой напрягаем и день-деньской мы отдыха не знаем. Нам даже и по воскресеньям покоя нет от музыки и пения!
– Могу и я жить без забот! – воскликнул рот. – Я тоже знаю, как мне быть: не буду есть, не буду пить!
– Так, значит, с этого дня настанет отдых для меня! – желудок радостно вскричал. Я без сожаления отказываюсь от пищеварения!
Тут голова сказала в свой черёд:
– Я опасаюсь этого разлада, он нас к добру не приведёт, а, впрочем, мне и о себе подумать надо, пусть и мой мозг немного отдохнёт!
Вконец рассорившись, все замолчали. И вот работать руки перестали, не ходят ноги по дороге, не напрягают уши слух, в глазах огонь потух, рот пищу не жуёт, желудок отдыхает, и голова не размышляет…
– Ребята, подумайте, чем закончилась эта история? (Ответы детей.)
4. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».
– Природа дала человеку прекрасный организм, это значит, в нём всё организованно, всё слаженно, как в часах. А кто же всем этим руководит? Кто хозяин-руководитель? Правильно, сердце. Сердце направляет всю жизнь человека. А некоторые ребята считают, что мозг всему хозяин. Но ведь в жизни бывают такие ситуации, когда человек сознательно жертвует своим здоровьем. А ведь мозг знает, что это организму вредно. Почему же иногда человек бросается в огонь, спасая детей? Мы говорим, совесть ему подсказывает. Значит, есть в человеке высший управитель – это его дух, который проявляется через сердце.
Об этом говорится и в пословице «В здоровом теле – здоровый дух». Только в древности её по-другому понимали: «Здоров дух – здорово тело». Понимали наши предки, что в человеке главное – духовное здоровье. А почему они так думали? От чего зависит духовное здоровье? Верно, от нашего сознания, от наших мыслей, слов, поступков, отношения к другим людям, к миру.
5. Беседа о фактах, влияющих на здоровье.
– А что ещё влияет на здоровье человека? Правильно. Цвет, свет, звук, музыка, запах, речь, форма, рисунок, мысли.
– Давайте выясним воздействие каждого фактора на человека, его полезное или вредное влияние. Например, классическая и народная музыка соответствует ритмам организма и оздоравливает его. Не зря наши бабушки и дедушки много протяжно пели. (Прослушивание народной музыки). А быстрые и громкие барабанные ритмы рок-музыки нарушают естественные ритмы организма, приводя к разным заболеваниям. Представьте, в часах одно колёсико стало крутиться быстрее. Что произойдёт? Разрушение всего механизма. Вот так и в человеке.
6. Работа со словом «Здоровье».
– А теперь давайте посмотрим, что нам расскажет само слово «Здоровье».
Мы уже знаем, что каждая буква могла читаться словом.
«З» – земля, дальше идёт «Дар», понятное слово. Вместе – дар земли человеку.
– А что мы говорим, когда мы желаем человеку здоровья, здравия? Проговорим вместе:
– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.
– Здравствуй, – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
7. Радость и здоровье.
– Здравствовать – значит жить по законам Природы, принимать дар солнца – Ра-дость. Наши предки умели жить в радости. Даже беда и горе не могли их сломить. Из старины пришло к нам изречение «Радость – особая мудрость».
Недаром греки, встречаясь, говорили «Радуйся!» А русский святой Серафим Саровский встречал каждого словами; «Радость моя!»
8. «Подумай над мудростью»:
«Доброта для души – то же, что здоровье для тела»,
«Нельзя врачевать тело, не врачуя души».
IV. Русские народные игры.
– Ребята, а что ещё нам нужно для здоровья?
Правильно, СОЛНЦЕ и ВОДА. Давайте поиграем в старинные русские игры «Ручеёк» и «Горелки».
Игра «Ручеёк.
Её любили ещё наши прабабушки. Игра создаёт весёлое и жизнерадостное настроение. Играющие встают парами друг за другом, обычно мальчик и девочка. Берутся за руки и держат их над головой. Игрок, кому не досталось пары, идёт к истоку ручейка и, проходя под сцеплёнными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара становится в конце ручейка. А тот, чью пару разбили, идёт в начало ручейка. Можно игру сопровождать словами:
Ручеёк, ручеёк,
Счастья, радости поток.
Ты течёшь, не уставая,
Нас здоровьем омывая.
Лейся, лейся, ручеёк,
Жизни вечной ты исток!
Игра «Горелки".
Участники игры становятся попарно в «ручеёк». Голящий стоит впереди. Кричат: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят.
Раз, два, три – гори!»
С этими словами последняя пара размыкает руки, и дети бегут по разным сторонам в сторону голящего. Он должен поймать кого-то из них. Они становятся впереди. Игра продолжается.