Просмотр содержимого документа
«"Бережливый человек"»
Классный час
для учеников 3 класса
Юхневич Ольга Михайловна, учитель начальных классов
Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №62
Цели и задачи классного часа
Способствовать воспитанию экологического сознания у младших школьников.
Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого стиля жизни.
Привлечь внимание детей к проблемам использования и экономии энергоресурсов.
Вовлекать детей в полезную деятельность по энергосбережению.
Оборудование
Карточки с загадками об электричестве, электролампе, холодильнике и электрочайнике;
Три задания для творческой работы:
«О бережливости - в картинках»;
«Экономный ли я?»;
«Как стать хозяином в доме?»;
карточка с данными о количественном участии стран в «Часе Земли» и времени его проведения;
карточки с новыми словами и понятиями («Час Земли», «экология», «энергия», «энергосбережение», «экологический след», Всемирный Фонд дикой природы»).
Ход мероприятия
Организационный момент. Постановка целей и задач. Мотивация деятельности
Учитель.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
(Я. Аким)
- Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Вы, конечно, догадались, что мы будем говорить о нашей Земле. Помогать нам будут наши гости: Капелька, Электроша, Экономушка, агитбригада"Азбука бережливых"
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие... в ваши квартиры.
Все мы живем в достаточно благоустроенных квартирах, с комфортом. Кто знает, что обозначает слово «комфорт»?/Ответы детей/
Всю тяжелую работу делают в доме машины, техника. Какая?
газовые и электроплиты, электрочайники, фены, телефоны, лифты /.
Б лагодаря чему они совершают эти работы?
Вот вам подсказка:
К дальним, селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... электричество!
Энергоша
Ребята, я - Энергоша. Я хочу вам рассказать об энергии.
Энергия - это сила, приводящая предметы в действие. Она необходима, чтобы двигаться, согревать, очищать, освещать. Её нельзя увидеть, потрогать. Но ничто вокруг нас не происходит без энергии. Например, воду на верхние этажи вашего дома или нашей школы поднимают специальные насосы, а работают они от электричества.
Чтобы в квартире и в вашем кабинете было тепло, работают тепловые электростанции, для которых тоже нужна энергия.
Учитель. Представьте себе, что ваши квартиры остались без энергии в виде - газа, света, воды. Что случится? Что вы сможете сделать по дому? Даже первобытные люди научились добывать энергию огня, воды для обогрева и приготовления пищи! И нам хочется жить с комфортом. Но за это приходится платить. Как? За пользование транспортом - выхлопными газами, задымлением; за бумагу, книги, тетради - вырубкой лесов, так как бумагу делают из древесины;за освещение и обогрев домов - полезными ресурсами (водой, углем, нефтью, газом).
Выход? Надо стать хозяином планеты Земля, научиться бережному использованию энергии.
Мы должны думать о будущем планеты. А для этого надо быть настоящим хозяином своей квартиры!
Начнем с вашей ванной комнаты.
Капелька.
Я - капелька воды, бегущей с океана,
С утра до вечера я капаю из крана.
Не берегут меня хозяева мои,
И струйкой льюсь я напролет все дни.
Учитель. Ребята, если посмотреть на карту или глобус, то можно увидеть громадное водное пространство. Кажется, что воды на земном шаре очень много. Но это не так!
Соленая вода занимает 97 %,а пресная-3 %. А ведь без воды нет жизни.
Человек без пищи может прожить несколько недель, а без воды 3-4 дня.Собака без воды погибает на 3-4 день. Вода нужна всем растениям и животным. Без воды не могут работать заводы и фабрики, и поэтому люди должны беречь воду.
Капелька.
Воду, водицу, водичку мы любим.
Кран повернем и с беспечностью губим.
Знай, что напрасно её проливая,
Ресурсы воды мы с тобой уменьшаем.
Выступление агитбригады.
Немного цифр:
Из открытого крана только за 1 минуту выливается 2 ведра воды.
За год можно сэкономить целое озеро воды - озеро, как наш школьный стадион!
Поэтому:
закрывайте кран, когда чистите зубы, пользуйтесь стаканчиком, а не струёй воды;
следите за неисправными, текущими кранами;
не забывайте выключать воду
Учитель. Отправляемся на кухню. Что это перед нами?
Это я - электропечка,
Вам давно знакома.
Со мною ежедневно
Встречаетесь вы дома.
Чтоб экономной хозяйкой стать,
Надо секреты Экономушки знать.
Экономушка
Я - Экономушка - бережливая хозяйка
Советы все мои, дружок, запоминай-ка.
Секреты Экономушки
Каждая хозяйка должна знать об этом:
Кастрюли на кухне только темного цвета.
Энергии меньше берет темный цвет,
Вот так я экономлю семейный бюджет.
Хочу, чтоб вы знали еще об одном,
Посуда должна быть только с плоским дном.
И при этом будет больше проку,
Если дно закроет всю конфорку.
И вода быстрее тогда закипит,
Если сосуд ваш плотной крышкой закрыт.
А чтобы деньги на ветер не бросать,
Советую заранее печку отключать.
Энергетических затрат не будет тогда-
Вот в этом вся и выгода.
Учитель.Чтобы выработать электричество, работают большие электростанции,тратится огромное количество полезных ископаемых: нефти, угля, газа, водной энергии.
К ак же дома сберечь электроэнергию?
/ Ответы детей:
уходя - гасить свет:
выключать лишний свет;
использовать энергосберегающие лампочки ;
не оставлять открытые дверцы холодильника;
не убирать еще горячие продукты;
вовремя оттаивать «снежную шубу» в морозильнике /.
Выступление агитбригады
Послушайте, ребята, наш рассказ.
Он пригодится каждому из вас,
Чтобы достойно в этом мире жить,
Надо очень бережливым быть.
В квартирах уютных мы с вами живем,
Порой забываем и не бережем
Ни воду, что в кране, ни свет, ни тепло,
Не думая о том, откуда все пришло.
Видя расточительность такую,
Нас просят капелька и лампочка, и печка,
В надежде на ответственность людскую,
Замолвить и о них словечко.
Частушки
Мы частушки вам споем,
Слушайте внимательно.
Экономьте свет и воду
Будет замечательно.
Наша Галя поспешила
И свет выключить забыла.
Горько плачет лампочка:
-Береги свет, Галочка!
Умывалась Оля в ванной,
Брызги в стороны летят.
-Береги водичку, Оля!
Все ей дома говорят.
Много с Леною хлопот,
Лена свет не бережет.
Из-за этой Леночки
Тратятся копеечки!
Как из нашего из крана
Бьет вода с утра фонтаном.
Это Васенька с Ильей
Обливают всех водой.
Вова часто в коридоре
Забывает кран закрыть.
А теперь, чтобы попить,
Он будет с "нянькою" ходить.
Берегите, ребятишки,
Воду, свет, тепло и газ.
И гораздо интересней
Будет жизнь тогда у вас!
Учитель. Мы с вами побывали в ванной комнате, на кухне, выявили некоторые варианты экономии энергии. В других помещениях вы побываете сами, хорошо, если с родителями, проявите наблюдательность и найдете другие пути экономии тепла, света и воды.
П редлагаю вам 3 темы для творческой работы:
«О бережливости - в картинках».
«Экономный ли я?»
«Как стать хозяином в доме?»
Физминутка
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых,
И строительный забор? (тишина)
Кто из вас в реке купался,
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал? (Это я, это я, это все мои друзья!)
На привале кто в лесу,
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костер не затушил? (тишина)
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит,
И цветы совсем не рвет? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит,
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Учитель. Чтобы сберечь нашу планету, нужно быть разумным хозяином и в своём доме, и в школе, и в стране, чтобы запасов энергоресурсов хватило на многие - многие годы, чтобы «экологический след» человечества не угрожал жизни нашей Земли.
Сейчас Земля в большой опасности, потому что:
в атмосфере много вредных газов;
загрязнены воды;
вырубаются леса;
изменяется климат планеты.
В одиночку эти проблемы не решить, нужны усилия всего мира.
Всемирный Фонд дикой природы –World Wide Fund for Nature (WWF) говорит о необходимости экономно расходовать энергоресурсы, тепло, бережно относиться к воде, перерабатывать макулатуру на бумагу, снижать выбросы вредных веществ в атмосферу – уменьшать «экологический след» на планете.
Среди других мероприятий WWF проводит глобальную акцию «Час Земли». Это символическая акция, призывающая к решительным мерам по сохранению климата планеты, бережного отношения к природе. WWF предлагает принять участие в этой акции.
С помощью этого символического действия каждый человек, в любом конце мира может показать свою обеспокоенность проблемой изменения климата и проголосовать за «здоровую» планету.
Впервые «Час Земли» проведен в Австралии в Сиднее в 2007 году, а через год он стал всемирным, глобальным, планетарным.
120 стран из 255 и 4600 городов мира уже принимали участие в «Часе Земли».
В чем заключается эта акция?
На 1 час отключаются все ненужные электроприборы в домах, в общественных местах.
/Как иллюстрацию показать ребятам фотографии городов мира в момент проведения акции «Час Земли» /
Примите и вы эту информацию к действию: «Час Земли» проводится в последнюю субботу марта в 20.30 по местному времени. Запасайтесь вместе с родителями фонариками, свечами и настроением единения.
Итог урока. Л. Н Толстой сказал: «Нам Земля досталась не по наследству от родителей, мы её взяли взаймы у своих детей!»