Просмотр содержимого документа
«Авторская программа»
Проектная деятельность « Моя малая родина».
В 2019 году Байдинский наслег отметил 65- летний юбилей, родная Налимская школа -70-летие. Проектная деятельность «Моя малая родина» направлена к этим юбилейным датам.
Содержание проекта «Моя малая родина» - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, предприятия, это и известные люди, гордость нашего наслега.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Содержание проекта «Моя малая родина» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Актуальность проекта: начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Учащиеся начальных классов должны хорошо знать свой родной наслег, свою окружающую среду, людей, которые их окружают, разобраться в окружающей действительности.
Идея проекта: Развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к истории родного края, но и к совсем скромной истории родного маленького села, посредством формирования навыков поисковой работы.
Цель проекта: Формирование у младших школьников широкого представления о родном наслеге и интереса к окружающей среде, способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и общечеловеческим ценностям и воспитанию любви к родному наслегу.
Задачи проекта:
1.Расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по окружающему миру, литературному чтению, технологии; приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
2.Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем родного села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;
3.Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
4.Осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона; воспитание гражданственности и патриотизма;
5.Развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компонентов;
Методы реализации:
Опрос, исследование опросов;
Наблюдение за окружающей действительностью;
Беседа;
Знакомство с необходимой литературой;
Поиск и анализ нужных информаций;
Механизм реализации проекта:
Для приобщения младших школьников к проектной деятельности «Моя малая родина» механизмами реализации являются:
-проведение бесед, классных часов, экскурсий по предприятиям;
-составление подпроектов;
-творческие мастерские;
-выпуски стенгазет;
-подготовка сообщений, докладов на тематических классных часах, конференциях;
-встреча с уважаемыми людьми наслега;
- сотрудничество с работниками сельской и улусной библиотек, работниками архива;
Критерии оценки реализации:
- выступления на школьных, улусных, региональных научно- практических конференциях « Шаг в будущее», « Колымский исследователь»;
-выпуск небольших брошюр;
-успешность детей на различных смотрах, фестивалях, конкурсах, конференциях;
-Развитие у учащихся творческих способностей, навыков, умений;
Сроки реализации проекта:
-подготовительный и практический этапы-2017-2018 учебный год
-обобщающий этап- 2018-2019 учебный год
Для внедрения проектно- исследовательской деятельности мы используем часы внеаудиторных занятий по духовно-нравственному направлению -2 часа в неделю. Работу над реализацией практической части проектной деятельности «Моя малая родина» начали с 1 класса (2017-2018 учебный год) и обобщающий этап – во 2 классе (2018-2019 учебный год).
Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Сначала проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Постепенно расширяются рамки работы над проектом и включаются не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников учащимся необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
План работы по реализации проектной деятельности «Моя малая родина».
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Проектно- исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Использованная литература:
1.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа.