Просмотр содержимого документа
«"Звать через прошлое к настоящему"»
«Звать через прошлое к настоящему»
Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение жанров русских народных песен и их характерных черт;
Продолжение знакомства с кантатой, как музыкальным произведением торжественного или лирико-эпического характера, состоящим из нескольких законченных номеров и исполняемым певцами - солистами, хором в сопровождении оркестра;
Укрепление понимания взаимосвязи киноискусства, изобразительного и музыкального искусства;
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики, воспевающей силу и мощь русского народа;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты кантаты;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Повторение пройденного методом устного опроса;
Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
Анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Хоровое исполнение песни «Вставайте ,люди русские»
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
фортепиано
Материалы:
слайдовая презентация;
видеофрагменты из кинофильма “Александр Невский” режиссёра С.Эйзенштейна –Приложение 1;
музыкальные фрагменты из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»;
нотный материал;
музыкальные фонограммы.
Разучивание песни « Вставайте , люди русские»
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1 (Тема урока)
Звучит Праздничный трезвон. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II. Работа по теме урока
Учитель: Очень часто город, Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история нашего города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания нашего города. Итак, о каком музее в нашем городе идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране. (На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся)
Слайд 2
Ученики: Это Александро-Невская Лавра.
Учитель: Совершенно верно, но если быть более точным, то Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?
Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Учитель: Как Вы видите славные деяния Александра Невского, происходили как раз недалеко от тех мест, где в 1703 году по приказу царя Петра I началось строительство новой столицы. И по его же приказу в 1724 году мощи Александра Невского были перевезены из Владимира в Александро - Невский монастырь. Я думаю, что Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
Ученики: Да, об Александре Невском.
Слайд 3-4
1. Беседа по теме урока
Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?
Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.
Учитель: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:
А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде. Там рубили мы злое воинство, Злое воинство, войско шведское.
Слайд 5
Учитель: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?
Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.
Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).
Слайд 6
Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.
Слайд 7
Учитель:Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Слайд 8 (Определение кантаты)
Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.
Учитель: У этого произведения очень интересная история. Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна.
Слайд 9
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)
А какова основная мысль этой части?
Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.
Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?
Ученики: И о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую".
Учитель: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: "Кто придет на Русь, будет насмерть бит". Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.
Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».
2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».
Слайд 10
А что такое триптих?
Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.
Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.
Слайд 11 (Определение триптиха)
Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.
Слайд 12
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.
Слайд 13
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
Слайд 14
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?
Ученики: Облик князя грозен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)
Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?
Ученики: Мне кажется, что образ князя Александра Невского созвучен с мужественным, гордым и торжественным маршем. А вот простирающиеся русские земли, на защиту которых встал Александр Невский и его дружина - музыкальной темой, схожей по характеру с протяжными русскими народными песнями.
Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»
Слайды 15-18
Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?
Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.
Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.
Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?
Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?
Ученики: Протяжные, былинные напевы.
Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).
4. Заключение
Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?
Ученики: Мы знаем, что весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала до велика. А также мы знаем, что битва с ливонскими рыцарями закончилась победой. Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.
III. Домашнее задание
Слайд 19
Учитель. О самом живописном центральном фрагменте кантаты «Ледовое побоище» мы поговорим на следующем уроке, но у Вас будет очень интересное домашнее задание. (Если позволит время, то послушать фрагмент на уроке).
Слайд 20 (Домашнее задание)
Учитель: Прослушать фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и написать киносценарий, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки. Музыкальный файл выложен на сайте.
IV. Показ песни. Работа над песней.
Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу напомнить Вам, что в нашем городе таких документальных свидетельств о героическом прошлом ленинградцев немало. Одно из таких мест находится на Невском проспекте. Именно об этом песня, которую я написала на слова и хочу Вас с ней познакомить. Называется песня «На Невском проспекте»
Слайд 21
Прощание с классом.
Список литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений -