Тема классного часа «Семья и семейные ценности»
МБОУ лицей №16 г.Ставрополь
Подготовила Киреева Наталья Алексеевна
Цель:
– укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности;
- воспитывать уважение детей к близким;
- ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи;
- содействовать созданию атмосферы комфортности в коллективе учащихся и их родителей.
Оформление:
1. Плакаты с пословицами и поговорками о семье
2. Стенгазета (фотографии в сердечках – кармашках)
3. Рисунки детей.
План проведения
I. Вступление «Что такое семья?».
II. Презентация фотографий с семьями учащихся.
III. Проведение конкурсов между командами
IV. Подведение итогов.
I. Вступление «Что такое семья?».
Учитель. М.С: В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Само число «7» само по себе особенное – оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Но есть еще одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге.
УЧИТЕЛЬ Н.А.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Учитель Н.А. Вопрос, ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?...(Слайд – определение «семья» из разных источников.)
Учитель М.С. Комментарии по основным статьям о семье. (слайды)
Учитель:Н.А- Семье посвящено много музыкальных и литературных произведений. Сейчас прозвучат строчки, которые родители адресуют, ребята, каждому из вас:
РОДИТЕЛИ
Мы любим тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что ты малыш,
За то, что ты растешь,
За то, что на папу и маму похож…
Учитель Н.А.
ПЕРЕХОДИМ К ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ НАШЕГО КЛАССНОГШО ЧАСА - «Семейные истории».
Учитель М.С.: - Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Существует такое понятие, как «родословная семьи». Знать свою родословную нужно обязательно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего. Давайте ребята сейчас познакомимся с вашими родословными, семейными традициями, реликвиями, увлечениями…
Слайды с фото Учащиеся приготовили по 1-3 слайда с семейными фото (была даже фотография 1913 года) (демонстрация фото, показ презентации) Беседа с учащимися и их родителями:
ВОПРОСЫ К СЕМЕЙНЫМ ИСТОРИЯМ
1. Кем работает ваша мама и нравится ли ей работа?
2. Назовите ее день рождения?
3. Что вы ей подарили на прошлый Новый год?
4. Какое ее любимое блюдо?
5. Назовите ее любимую песню, книгу, телевизионную передачу, фильм.
Учитель Проведем небольшой конкурс «Добавь пословицу».
Приглашаем 6 родителей и 6 учащихся для участия в игре «Составьте пословицу»
1. Яблочко от яблони …(недалеко падает).
2. Яйца курицу …(не учат).
3. Где любовь и совет …(там горя нет).
4. В гостях хорошо… (а дома лучше).
5. Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
6. Не красна изба углами…(а красна пирогами).
Учитель Н.А. Продолжим, поговорим о семейных символах, покровителях семейного очага. ……………………………
Учитель М.С. (слайд с изображением икон, списков Петра и Февронии)
Святые Петр и Феврония, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.
Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Согласно Житию святых, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько лет до княжения он заболел проказой, и во сне ему было открыто, что излечить его сможет только дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же умела лечить недуги с помощью трав. Она исцелила князя, но тот не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
Унаследовав княжение, Петр вынужден был отказаться от власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Петр и Феврония удалились вместе в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре, опомнившись, решили звать князя Петра обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше ? о семейном согласии.
Родители приготовили своеобразные обереги на счастье и благополучие (родители дарят маленькие иконки Петра и Февронии, всем желающим)
УЧИТЕЛЬ Н.А. По ходу классного часа вы вспомнили, может быть узнали новое о семье, о символах и покровителях семьи. Давайте проведем викторину. …………………….(Слайды)
IV. Подведение итогов.
Учитель: М.С.- Ребята, скажите, пожалуйста, какая, по-вашему, идеальная семья?
Ученик. Где относятся с уважением, не ругаются.
Ученица. Где все друг друга понимают.
Ученик. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
Учительница. Где каждый старается помочь другому.
Ученик. Где родители участвуют в делах своих детей.
Учитель:Н.А Совершенно верно. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.
НАШИ КЛАССЫ 10-11 ТАК ЖЕ МОЖНО СЧИТАТЬ БОЛЬШОЙ СЕМЬЕЙ, объединяющей вас, родителей и нас. Семьей, в которой должно царить уважение друг к другу, почитание родителей, доброта и взаимопонимание.
Учитель: М.С. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
ЧТО БЫ СПЛОТИТЬ НАШУ КЛАССНУЮ СЕМЬЮ РОДИТЕЛИ ПРИГОТОВИЛИ ВАМ НЕБОЛЬШОЙ СЮРПРИЗ – большой торт со свечами.