Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с музыкальными нотками"»
Открытый урок на тему: «Знакомство с музыкальными нотками»
Цели и задачи:
познакомить детей с азами музыкальной грамоты (ноты, нотный стан, скрипичный ключ);
с помощью игры привить интерес к музыке, развить фантазию и творчество;
расширить кругозор учащихся;
Планируемые результаты:
ознакомить детей с понятиями нотной грамоты;
научить различать ноты на письме, запомнить их названия;
расширить кругозор и словарный запас детей;
стимулировать творческие инициативы учащихся;
развить коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: фортепиано, карточки с названиями нот, картинки.
План урока:
Вступление (стихотворение).
Объяснение нового материала.
Пение распевок-скороговорок.
Пение гаммы.
Исполнение песни Р. Роджерса « Звуки музыки».
Слуховой анализ.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Ход урока:
1) Вступление.
У.: Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок я бы хотел начать с небольшого стихотворения, которое полностью раскрывает тему нашего сегодняшнего урока.
При солнце звучат
И звучат при луне
Чудесные песни
В волшебной стране.
О дружбе, о радости,
О чудесах.
Поют их семь нот
В музыкальных часах.
Там каждая нота
В окошке своём.
Пойдёмте к ним в гости
И с ними споём.
Пусть ключик скрипичный
Покажет нам путь,
Куда нам идти
И куда повернуть.
Смотрите,
На скрипку похож этот ключ!
Он тонкий и звонкий,
Как солнечный луч.
Он нежно и сладко,
Как скрипка, поёт,
В волшебное царство
Он нас приведёт.
2) Объяснение нового материала.
У.: Ноты – это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Где же они записываются? Где живут эти музыкальные жители?
Ответ: Они живут в музыкальном домике.
У.: Вот как выглядит этот домик
(показывает нотный стан на доске)
Сколько линеек-этажей содержит каждый домик?
Ответ: Пять.
У.: Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.
Посчитайте линейки (считают).
У.: Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной – Нотный стан (повторяют). Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?
Ответ: Потому что он носит на себе ноты.
У.: Повторите за мной. Нотоносец (повторяют). Каждый домик нелегко отрыть, если нет чего?
Ответ: Ключа.
У.: Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ (повторяют). А теперь будем учиться его писать (пишет на доске). Обведите в тетрадях мою красную запись ключа по частям (обводят). Теперь напишите сами рядом (пишут скрипичный ключ).
Обратите внимание, что у каждой ноты есть своё место. Одни пишутся на линейках, другие между линейками (пишет на доске). Обведите каждую мою красную ноту (обводят). Теперь сами напишите ноты рядом с красными (пишут ноты). Нотам дали имена, нота каждая нужна. Подпишите под нотами их названия (подписывают до, ре, ми, фа, соль, ля, си). У нас получился ряд звуков – звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд (повторяют).
3) Пение распевок-скороговорок.
У.: А сейчас мы с вами разучим распевку-скороговорку:
ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ-ДО
Свили себе ласточки гнездо
РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СОЛЬ-ФА-МИ-РЕ
Мышки бегают в норе
4) Пение гаммы.
Способствует слуховому укреплению чувства ладотональности. На примере знакомства с гаммой до мажор, дети усваивают местоположение тона и полутона, устойчивых и неустойчивых звуков.
5) Исполнение песни Р. Роджерса « Звуки музыки».
У.: А теперь, ребята, мы с вами познакомимся с песней Р. Роджерса «Звуки музыки». Постараемся её спеть.
До – воробышка гнездо.
Ре – деревья во дворе.
Ми – котёнка покорми.
Фа – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться к До.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до
6) Слуховой анализ.
Эта форма работы чрезвычайно важна на уроках сольфеджио. В ней объединяются все знания и умения учащихся, получаемых на уроках. Но самое главное заключается в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Специфику метода работы над анализом на слух можно определить как «слуховая наглядность». Осознание слышимого зависит, прежде всего, от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведёт к запоминанию, узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки.
7) Домашнее задание.
У.: Дома, ребята, напишите в нотных тетрадях одну строчку скрипичного ключа и придумайте слова, в которых встречаются названия нот.
8) Подведение итогов.
У.:А теперь, ребята, назовите мне слова, которые мы выучили сегодня на уроке (называют нотный стан, нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд). Спасибо всем за активное участие, до свидания!