Музыка осени
Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом
возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности
(слушание музыки, пение, музыкальные движения, игра в оркестре), подведение
детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного
искусства.
Задачи:
1. Образовательная: знакомство с творчеством итальянского композитора
А. Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского.
2. Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.
3. Воспитательная: воспитание любви к музыке, к красоте родного края.
Планируемые результаты:
· Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкального материала и исполнении вокального произведения.
· Метапредметные :
1. Регулятивные: активизация поискового процесса у детей через решение проблемных ситуаций, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулировать цель урока.
2. Познавательные: знакомство с новым направлением культуры – фольклор, знакомство с его основными направлениями.
3. Коммуникативные: сотрудничество педагога с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, муз. запись
Литература:
- Алтарева С.Г., Хромова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.А. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 кл. Москва 2006 г.
- Бердникова Н.В.- “Веселая ярмарка” Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль 2005 г.
- Музыка 3 класс Изместьевой Ю.Д., Волгоград 2003
Ход занятия:
Звучит музыка.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы интересно и весело провести наше с вами занятие. А тему нашего занятия вы определите сами. Посмотрите в окошко.
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья потихоньку начинают опадать,
птицы улетают,
Урожай в саду и в поле собирают.
Кто из вас, ребята, знает,
Это всё когда бывает?
Ответы детей: Осенью!
Учитель: А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, с чем будет связано наше путешествие на занятии? А вы хотите отправиться в гости к волшебнице Осени? Ну что ж, тогда в путь!
А какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей:
Педагог: Да, ребята, к нам пришла Осень – красивое, но немного грустное время года.
Но грустить нам не годится,
Давайте будем веселиться!
На праздник Осень позовём
И вместе время проведём!
Педагог: Об осени есть много стихов, поговорок, загадок, песен. Великий композитор А. Вивальди написал замечательное произведение «Осень»
Послушайте произведение и ответьте на вопросы:
-Какие чувства вызывает у вас данное произведение?
-Какую вы услышали осень?
-Какие картины представили?
Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.
(показать портрет композитора)
Педагог: Посмотрите на экран, здесь изображена картина художника Левитана? Какие краски он использует в своей картине?
Ответы детей:
(слайд, картина И.И.Левитана «Золотая осень»)
Педагог: Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Музыка полна радости и счастья.
Педагог: Ребята, а теперь давайте прислушаемся, в нашем лесу что-то происходит!
Звучит пьеса Л. Дакен «Кукушка»
Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком рассказала нам музыка?
Ответы детей: (о кукушке)
- Почему вы так думаете?
Ответы детей: слышно было, как поёт кукушка
- Какая музыка по характеру?
Ответы детей: светлая, прозрачная
Педагог: Как вы думаете, подходит ли картина этого осеннего леса под эту музыку, наполненную прозрачным голосом кукушки и голосами птиц?
-Звучание кукушки изображает инструмент «АРФА» (слайд)
Послушайте эту замечательную музыку ещё раз.
Дети слушают фрагмент из музыкального произведения. Л.К.Дакен “Кукушка”
ФИЗМИНУТКА
Мелкий дождик моросит
Кап-кап-кап-кап! (ударяем пальчик о пальчик)
В листьях сада шелестит
Кап-кап-кап-кап! (шуршим ладошками)
Мокнет мячик у ворот
Кап-кап-кап-кап! (шлёпаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (щелчки руками или притопы ногами )
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Педагог: Ребята, а теперь подумайте и скажите, а всегда ли осень бывает радостная, яркая, разноцветная, пышно убранная, богатая урожаем?
Какая ещё осень бывает?
Ответы детей: печальная, тоскливая
Педагог: Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – невиданная собой, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Первую любят за щедрость, с какой она отдаёт богатство своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго.
Педагог: Давайте мы сейчас с вами вспомним все краски уходящей осени. Если бы вы были художниками, то какие цвета красок использовали для изображения поздней осени?
Ответы детей: темные краски, тусклые
- Давайте посмотрим, а какие цвета красок использовал художник И.И.Левитан в своей картине «Поздняя осень».
Педагог: Ребята, а кто знает стихотворение об осени?
Слушание стихотворений.
- А какая осень у нас сейчас? (поздняя)
Педагог: А сейчас мы с вами прослушаем еще одно произведение известного композитора. Посмотрите на экран: он вам знаком?
Ответы детей: П. И. Чайковский
Педагог: Правильно!
Прослушивание произведения «Осенняя песнь»
Педагог:
После прослушивания ответьте на вопросы:
- Какие чувства вызывает у вас данное произведение?
- Какими красками рисует П.И.Чайковский осень?
Педагог: А сейчас вы с вами разгадаем осенние загадки.
«Поляна загадок».
На доске висят листья. С обратной стороны каждого листа находится загадка. Каждый участник игры выбирает себе 1 лист и по очереди зачитывает свою загадку.
1.Без пути и без дороги,
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
2.Тучи нагоняет,
Веет, задувает,
По свету рыщет,
Поёт да свищет. (Ветер)
3.Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)
4.Середина твоя, Осень,
Иногда на небе просинь,
Солнца луч уже не греет,
Часто дождик мелкий сеет. (Октябрь)
5.Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает,
Кто зовет к нам холода,
Знаете? Конечно, да! (Ноябрь)
6.Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Расскажите без утайки,
Кто это собрался в стайки? (Птицы)
7. Весной веселит, летом, холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево).
8. Висит сито, не руками свито. (Паутина).
9 Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (Гриб)
10.Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Педагог: Вместе с музыкой ушли красота и тепло. Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся улыбчивые, добрые лица цветов. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто, ждать.
И в заключение нашего путешествия разучим с вами песню.
Прослушайте песню «Осень милая шуршит» и ответьте на вопросы:
-О чем поется в песне?
-Какую картину вы себе представляете?
Педагог: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.
- узнали ли вы что-то новое сегодня на занятии?
- что больше всего вам понравилось на занятии?
- а что для вас было наиболее трудным?
Домашнее задание: нарисовать картину осени
Всего вам доброго! До свидания!