· Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.
Необходимое оборудование: компьютер, СD диски с необходимым музыкальным материалом , презентация к уроку, видеофрагмент балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский.
Представленный музыкальный материал:
· Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
· Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
· Адажио из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
· Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Наглядный материал:
· Мультимедийная презентация;
· Видеофрагмент балета;
· Либретто балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
· Памятка-подсказка «Музыкальные инструменты»;
· Таблица «Сходство и различие оперы и балета».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.
Необходимое оборудование: Музыкальный центр, СD диски с необходимым музыкальным материалом, компьютер, презентация к уроку, видеофрагмент балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский, хоровая партитура «Вальс снежных хлопьев», правила работы в группе.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Адажио из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Куда мы совершили путешествие на прошлом уроке?
Обучающиеся: в музыкальный театр и познакомились с оперой.
Постановка проблемного вопроса урока. Постановка цели урока.
У: А какой есть еще крупный музыкальный жанр?
Д: балет.
А что такое балет?
Д: там танцуют.
В начальной школе, мы с вами знакомились с музыкой балета, я поставлю фрагмент, а вы попытаетесь вспомнить и скажите кто композитор и какое произведение.
Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Д. -дети определяют тему урока, отгадывая фрагмент из балета «Щелкунчик» -Высказываются предположения.
У.- Как вы думаете куда мы сегодня с Вами отправимся?
Д. – В театр, будем знакомиться с музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
У: так какая же тема нашего урока?
Д: Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»
Новый материал.
Презентация слайд 1 -Тема и цель
Слайд 2
- Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Давайте запишем определение балета
Слайд 3
Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.
Опера
балет
Роль вокала
главная
отсутствует
Роль танца
второстепенная
главная
оркестр
симфонический
симфонический
либретто
У: А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на мою загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
-Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
-Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.
Углубление в новый материал.
Краткое сообщение обучающихся о первой постановке и содержании балета.
Слайд 4. П.И.Чайковский и М.Петипа «Щелкунчик»
Либретто мировой балет П.И. ЧайковскийЩЕЛКУНЧИК
Балет в двух действиях; либретто М. Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892 год.
Действие первое
Близится Рождество. Невидимые для добропорядочных горожан, Феи желают всем счастья и любви. В доме господина Штальбаума готовятся к празднику. Малыши получают долгожданные подарки. Они в восхищении от зеленого чуда, украшенного свечами, игрушками и сластями. Вдруг в гостиной появляется человек в странном наряде, пугающем детей и взрослых. Это - чудак Дроссельмейер, кукольных дел мастер - крестный Мари и Фрица, детей Штальбаумов. Как всегда, он приготовил сюрпризы. На сей раз это были причудливые марионетки - Паяц, Балерина и Арап. Но Мари не хочется играть. Добрая девочка обиделась на крестного за то, что он всех напугал. Огорченный Дроссельмейер достает еще одну игрушку - неуклюжего, некрасивого, но добродушного Щелкунчика. Детям не нравится уродец. Только Мари бережно прижимает игрушку к себе. Озорник Фриц отнимает у сестры потешного человечка и...ломает его. Дроссельмейер успокаивает безутешную девочку, чинит Щелкунчика и возвращает его Мари. Между тем, праздник в разгаре. Захмелевшие взрослые в карнавальных масках становятся похожими на страшных монстров, а добропорядочный танец гроссфатер превращается в нечто угрожающее и полное опасности. А может, так только кажется Мари? В полночь гости расходятся. Убаюканная добрыми Феями, Мари засыпает, прижимая к себе Щелкунчика... Во сне ли, наяву вдруг девочка оказывается окружена полчищем серых мышей. А среди них мелькают те самые страшные карнавальные маски, что так напугали Мари на празднике. И что самое удивительное, всю эту армию, кажется, возглавляет крестный Дроссельмейер. Но свершилось чудо: деревянный Щелкунчик вдруг ожил. На глазах у изумленной Мари он стал собирать войско из оловянных солдатиков и пряничных лошадок для ее защиты. Разгорелся бой, но силы были не равны. Разъяренные монстры все теснее окружали Щелкунчика. Преодолев свой страх, Мари сбросила башмачок и изо всей силы запустила им в самую гущу вражеского полчища. В тот же миг все исчезло, а Мари упала без чувств. Придя в себя, увидела она Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а прекрасного волшебника (ведь в каждом настоящем мастере-художнике скрывается волшебник). Крестный звал в мир вечной радости и красоты. Правда, чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь снежную вьюгу и другие испытания. Взявшись за руки, Мари и Щелкунчик отправляются в путь.
Действие второе
В городе Конфитюрнбурге все готово к приему гостей. Фея Драже и Принц Оршад, окруженные нарядными сластями и приветливыми куколками, встречают Мари и Щелкунчика. Торжественно посвятив Мари в Принцессы, (а Принцессой здесь может стать только очень добрая и очень храбрая девочка), они открывают бал. Придворные исполняют для Мари "вкусные" танцы: испанский - "Шоколад", арабский - "Кофе", китайский - "Чай", русский - "Пряники", французский - "Пастила". И, наконец, танцуют сами повелители царства сластей - Фея Драже и Принц Оршад. Крестный Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия. Но девочка никогда не забудет прекрасную сказку, в которой царят добро и красота.
Среди миниатюр из второго действия выделяется своей монументальностью «Вальс цветов»из балета «Щелкунчик», и принадлежит к числу выдающихся образцов танцев Чайковского. Послушаем фрагмент, какие эмоции вызывает у вас эта музыка?
Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ответы: огромная эмоциональность захватывает, подобно бурному потоку.
У: ребята а как выражают действующие лица, то что происходит в музыке?
Д: с помощью мимики и жестов.
У: а как называется такой язык общения?
Д: пантомима.
У: правильно, а как вы думаете что происходит на сцене?
Д: танцую балерины, все красочно.
У: когда на сцене массовые танцевальные номера - это кордебалет.
Сообщение нового материала.
У: Ребята, а в конце первого акта, выступало около шестидесяти танцовщиц.
Это был «Вальс снежных хлопьев»
…Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
У: какое впечатление, настроение вызвала у вас эта музыка?
У: Это Клара убаюкивала Щелкунчика. Как вы полагаете, зачем П.И. Чайковский вводит хор в партитуру балета?
Д: детские голоса звучат светло и красиво, снимают тревожность.
У: Действительно просветленные голоса детского хора звучали за сценой как бы взмывали над плавным танцем, давая ощутит простор зимней ночи.
У: А какими инструментами композитор изображал зимнюю ночь?
Д: треугольник, арфа, скрипки.
У: молодцы, а еще … В музыке слышны мелькание морозной пыли, штрихи и узоры снежных кристаллов. Образ волшебного сна зимней природы.
В балете «Щелкунчик» человеческая душа выходила из детства в область терзаний, порой окрашенной предчувствием трагедии. Кульминацией темы являлось центральное «Адажио», что в переводе медленно. Исполняют «Адажио» балерина Фея Драже и ее партнер – принц Коклюш. В балете такое исполнение называется па-де-де. Сейчас вы увидите видеофрагмент, наверное кто-то даже не видел как танцуют в балете. Определите главные солирующие инструменты, работая в группах.
Просмотр Видеофрагмента «Адажио» из балета «Щелкунчик».
Работа с музыкальным материалом.
Смотрят видеофрагмент «Адажио» балет «Щелкунчик»и определяют главные солирующие инструменты.