kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс по ФГОС подготовила Ведрицкая Мария Григорьевна

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Цель урока: дать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: урок-представление.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- формирование способности к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- развитие вокально-хоровых навыков

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знание истории создания балета, основных балетмейстеров – реформаторов этого жанра, либретто и музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик»

 Образовательная: продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением и свойствами синтетического   искусства.

Развивающая: умение осмысленно воспринимать и передавать, используя метод пластического интонирования, услышанные образы.

Воспитывающая: уважение к творчеству мастеров русского музыкального и балетного искусства.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

Метапредметные: музыка, литература, изобразительное искусство.

Методы используемые на уроке:

·        Общенаучные: обобщения, сравнительный.

·        Педагогические:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.

Необходимое оборудование: компьютер, СD диски с необходимым музыкальным материалом , презентация к уроку, видеофрагмент балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский.

Представленный музыкальный материал:

·        Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

·        Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

·        Адажио  из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

·        Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Наглядный материал:

·        Мультимедийная презентация;

·        Видеофрагмент балета;

·        Либретто балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

·        Памятка-подсказка «Музыкальные инструменты»;

·        Таблица «Сходство и различие оперы и балета».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" »


МБОУ «Нестеровский лицей»







5 класс



Тема: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.








Выполнила: Ведрицкая М.Г.

Учитель музыки

первой квалификационной категории









2014г















Технологическая карта урока


Предмет музыка Класс 5

Базовый учебник Музыка 5 класс Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение» 2014 год

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Цель урока: дать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: урок-представление.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- формирование способности к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- развитие вокально-хоровых навыков


Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;


Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знание истории создания балета, основных балетмейстеров – реформаторов этого жанра, либретто и музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик»

Образовательная: продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением и свойствами синтетического искусства.

Развивающая: умение осмысленно воспринимать и передавать, используя метод пластического интонирования, услышанные образы.

Воспитывающая: уважение к творчеству мастеров русского музыкального и балетного искусства.

Метапредметные: музыка, литература, изобразительное искусство.

Методы:

  • Общенаучные: обобщения, сравнительный.

  • Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе.


Необходимое оборудование: Музыкальный центр, СD диски с необходимым музыкальным материалом, компьютер, презентация к уроку, видеофрагмент балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский, хоровая партитура «Вальс снежных хлопьев», правила работы в группе.

Музыкальный материал:

  • Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  • Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  • Адажио из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

  • Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.


Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;

  • Видеофрагмент балета;

  • Либретто балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

  • Таблица «музыкальные инструменты»;

  • Таблица «Сходство и различие оперы и балета».












Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте уважаемые коллеги! Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Куда мы совершили путешествие на прошлом уроке?

Обучающиеся: в музыкальный театр и познакомились с оперой.

Постановка проблемного вопроса урока. Постановка цели урока.

У: А какой есть еще крупный музыкальный жанр?

Д: балет.

А что такое балет?

Д: там танцуют.

В начальной школе, мы с вами знакомились с музыкой балета, я поставлю фрагмент, а вы попытаетесь вспомнить и скажите кто композитор и какое произведение.

Звучит Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Д. -дети определяют тему урока, отгадывая фрагмент из балета «Щелкунчик» -Высказываются предположения.

У.- Как вы думаете куда мы сегодня с Вами отправимся?

Д. – В театр, будем знакомиться с музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

У: так какая же тема нашего урока?

Д: Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»

Новый материал.

Презентация слайд 1 -Тема и цель

Слайд 2

- Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

Давайте запишем определение балета

Слайд 3

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.


Опера

балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

второстепенная

главная

оркестр

симфонический

симфонический

либретто



У: А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на мою загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?

-Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

-Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц.



Углубление в новый материал.

Краткое сообщение обучающихся о первой постановке и содержании балета.

Слайд 4. П.И.Чайковский и М.Петипа «Щелкунчик»

Либретто мировой балет П.И. Чайковский ЩЕЛКУНЧИК

Балет в двух действиях; 
либретто М. Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана.
Первая постановка: 
Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892 год.

Действие первое

Близится Рождество. Невидимые для добропорядочных горожан, Феи желают всем счастья и любви. В доме господина Штальбаума готовятся к празднику. Малыши получают долгожданные подарки. Они в восхищении от зеленого чуда, украшенного свечами, игрушками и сластями. Вдруг в гостиной появляется человек в странном наряде, пугающем детей и взрослых. Это - чудак Дроссельмейер, кукольных дел мастер - крестный Мари и Фрица, детей Штальбаумов. Как всегда, он приготовил сюрпризы. На сей раз это были причудливые марионетки - Паяц, Балерина и Арап. Но Мари не хочется играть. Добрая девочка обиделась на крестного за то, что он всех напугал. Огорченный Дроссельмейер достает еще одну игрушку - неуклюжего, некрасивого, но добродушного Щелкунчика. Детям не нравится уродец. Только Мари бережно прижимает игрушку к себе. Озорник Фриц отнимает у сестры потешного человечка и...ломает его. Дроссельмейер успокаивает безутешную девочку, чинит Щелкунчика и возвращает его Мари.
Между тем, праздник в разгаре. Захмелевшие взрослые в карнавальных масках становятся похожими на страшных монстров, а добропорядочный танец гроссфатер превращается в нечто угрожающее и полное опасности. А может, так только кажется Мари? В полночь гости расходятся. Убаюканная добрыми Феями, Мари засыпает, прижимая к себе Щелкунчика...
Во сне ли, наяву вдруг девочка оказывается окружена полчищем серых мышей. А среди них мелькают те самые страшные карнавальные маски, что так напугали Мари на празднике. И что самое удивительное, всю эту армию, кажется, возглавляет крестный Дроссельмейер. Но свершилось чудо: деревянный Щелкунчик вдруг ожил. На глазах у изумленной Мари он стал собирать войско из оловянных солдатиков и пряничных лошадок для ее защиты. Разгорелся бой, но силы были не равны. Разъяренные монстры все теснее окружали Щелкунчика. Преодолев свой страх, Мари сбросила башмачок и изо всей силы запустила им в самую гущу вражеского полчища. В тот же миг все исчезло, а Мари упала без чувств. Придя в себя, увидела она Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а прекрасного волшебника (ведь в каждом настоящем мастере-художнике скрывается волшебник). Крестный звал в мир вечной радости и красоты. Правда, чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь снежную вьюгу и другие испытания. Взявшись за руки, Мари и Щелкунчик отправляются в путь.

Действие второе

В городе Конфитюрнбурге все готово к приему гостей. Фея Драже и Принц Оршад, окруженные нарядными сластями и приветливыми куколками, встречают Мари и Щелкунчика. Торжественно посвятив Мари в Принцессы, (а Принцессой здесь может стать только очень добрая и очень храбрая девочка), они открывают бал. Придворные исполняют для Мари "вкусные" танцы: испанский - "Шоколад", арабский - "Кофе", китайский - "Чай", русский - "Пряники", французский - "Пастила".
И, наконец, танцуют сами повелители царства сластей - Фея Драже и Принц Оршад.
Крестный Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия. Но девочка никогда не забудет прекрасную сказку, в которой царят добро и красота.

Среди миниатюр из второго действия выделяется своей монументальностью «Вальс цветов»из балета «Щелкунчик», и принадлежит к числу выдающихся образцов танцев Чайковского. Послушаем фрагмент, какие эмоции вызывает у вас эта музыка?

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Ответы: огромная эмоциональность захватывает, подобно бурному потоку.

У: ребята а как выражают действующие лица, то что происходит в музыке?

Д: с помощью мимики и жестов.

У: а как называется такой язык общения?

Д: пантомима.

У: правильно, а как вы думаете что происходит на сцене?

Д: танцую балерины, все красочно.

У: когда на сцене массовые танцевальные номера - это кордебалет.

Сообщение нового материала.

У: Ребята, а в конце первого акта, выступало около шестидесяти танцовщиц.

Это был «Вальс снежных хлопьев»

…Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев»

У: какое впечатление, настроение вызвала у вас эта музыка?

Д:таинственность, кружение, волшебность сказочность. Рождественское настроение, предвкушение чуда. Танцевальность.

У:Может, что- то показалось необычным?

Д: звучал детский хор.

У: Это Клара убаюкивала Щелкунчика. Как вы полагаете, зачем П.И. Чайковский вводит хор в партитуру балета?

Д: детские голоса звучат светло и красиво, снимают тревожность.

У: Действительно просветленные голоса детского хора звучали за сценой как бы взмывали над плавным танцем, давая ощутит простор зимней ночи.

У: А какими инструментами композитор изображал зимнюю ночь?

Д: треугольник, арфа, скрипки.

У: молодцы, а еще … В музыке слышны мелькание морозной пыли, штрихи и узоры снежных кристаллов. Образ волшебного сна зимней природы.

В балете «Щелкунчик» человеческая душа выходила из детства в область терзаний, порой окрашенной предчувствием трагедии. Кульминацией темы являлось центральное «Адажио», что в переводе медленно. Исполняют «Адажио» балерина Фея Драже и ее партнер – принц Коклюш. В балете такое исполнение называется па-де-де. Сейчас вы увидите видеофрагмент, наверное кто-то даже не видел как танцуют в балете. Определите главные солирующие инструменты, работая в группах.

Просмотр Видеофрагмента «Адажио» из балета «Щелкунчик».

Работа с музыкальным материалом.

Смотрят видеофрагмент «Адажио» балет «Щелкунчик»и определяют главные солирующие инструменты.




Название музыкального фрагмента

ПОДСКАЗКА

Дерев.духовые

флейтыа, флейта-пикколо, гобои, кларнеты, фаготы

Мед.духовые

валторны, трубы, туба

Ударные

челеста, литавры, тарелка, большой барабан, треугольник, бубен, кастаньеты, колокольчики, «игрушечные инструменты» (например свистулька кукушка)

Струнные

арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы

Солирующие инструменты

 1.

 Адажио


 3.

Вальс снежных хлопьев




У – музыка неизмеримо возвышалась над сценарными задачами второго акта и вообще далеко превосходила смысловые возможности в балетном спектакле.

Закрепление. Итог.

Скажите мне, пожалуйста, если бы Гофман не написал сказку «Щелкунчик», П.И. Чайковский создал бы этот замечательный балет?

Д: Нет, потому, что не было бы этого сюжета, но мог бы быть другой.

У: а помните, что в первой четверти мы говорим с вами на тему?

«Что бы стало с музыкой, если бы не было литературы»

И что же произошло бы?

Д: музыка потеряла бы интересные сюжетные линии. Жанр балета, неразрывно связан с литературой. (Цель)

У: ребята назовите мне фрагменты, которые были услышаны на уроке?

Д: «Марш», «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев», «Адажио».

У: внимательно послушайте фрагмент и на листочках напишите полное название фрагмента произведениями, меняемся листочками и проверяем ответы.

Звучит проигрыватель отрывок «Вальс цветов»из балета «Щелкунчик».

Дарим цветы и танцуют девочки

-Сегодня мы соприкоснулись с удивительным и прекрасным искусством - БАЛЕТ.

- Наслаждались прекрасными фрагментами из музыкально-театральных постановок.

Домашнее задание. Оценки.

Слайд 7Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.

  • Кто эти композиторы?

  • Какие балеты?

  • На чьи сказки?

Привести в тетради 2-3 примера.



Спасибо за урок Без вашего участия не получилось бы так увлекательно и познавательно. Молодцы. Спасибо.



Сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.


Опера

балет

Роль вокала



Роль танца



оркестр








Работа с музыкальным материалом.

Смотрят видеофрагмент «Адажио» балет «Щелкунчик»и определяют главные солирующие инструменты.




Название музыкального фрагмента

ПОДСКАЗКА

Дерев.духовые

флейта, флейта-пикколо, гобои, кларнеты, фаготы

Мед.духовые

валторны, трубы, туба

Ударные

челеста, литавры, тарелка, большой барабан, треугольник, бубен, кастаньеты, колокольчики, «игрушечные инструменты» (например свистулька кукушка)

Струнные

арфы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы

Солирующие инструменты

 1.

 Адажио


 2.

Вальс снежных хлопьев



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Автор: Ведрицкая Мария Григорьевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169057"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423333653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Презентация к уроку музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet"
    ["file_id"] => string(6) "169060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423334210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "урок музыки "Второе путешествие в музыкальный театр" "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-muzyki-vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "108781"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403857699"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет-сказка "Щелкунчик" "
    ["seo_title"] => string(73) "vtoroie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-baliet-skazka-shchielkunchik"
    ["file_id"] => string(6) "212890"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431948843"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Первое путешествие в музыкальный театр. ОПЕРА "
    ["seo_title"] => string(52) "piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera"
    ["file_id"] => string(6) "178417"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424833675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства