Просмотр содержимого документа
«Времена года в музыке и живописи. Зима»
Фрагмент урока, построенного на принципах развивающего обучения.
Тема. «Времена года в музыке и живописи. Зима». 2 класс, 3 четверть, 5 урок, по программе Е. С. Ригиной.
Для развивающего характера любого образования необходимо, чтобы школьники усваивали знания и умения в форме развернутой учебной деятельности, чтобы деятельность учеников на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме.
Такое становится возможным тогда, когда ученики воспроизводят сам процесс рождения музыки — самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают жизненное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в искусстве, как явлении действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни во всех ее противоречиях.
Тема урока. «Времена года в музыке и живописи. Зима». 2 класс, 3 четверть, 5 урок, по программе Е. С. Ригиной.
Посмотрите на репродукции картин Константина Юона. «Волшебница – Зима» и «Конец зимы. Полдень». Что хотел нам рассказать художник? Какую здесь мы видим зиму?
- Снежную, морозную, красивую. Большие сугробы, солнечные лни.
- На улице очень холодно?
- Наверное, не так морозно, потому, что на улице видим людей.
- Что они делают?
- Гуляют, катаются на лыжах, на сан- ах.
- Какое сразу возникает настроение? Весёлое, радостное.
Сейчас, рассмотрев эти картины, мы с вами попробуем сочинить «синквейн» – от французского слова «пять». «Синквейн» включает в себя пять строк, первая строка состоит из одного слова, а каждая последующая увеличивается на одно.
1-я строка – Итак, тема - Зима.
2-я строка – Что это? Два слова - Время года.
3-я строка – Что свойственно этому времени года? - Снег, мороз, солнце.
4-я строка – Свои эмоции – Красиво! Холодно! Весело! Скользко! Или
- Что любите делать зимой на улице? – Кататься на лыжах, санках, коньках!
5-я строка –Пословица или цитата – слова песни, стихотворения – «Любишь кататься, люби и саночки возить!»
- Какое сразу возникает настроение?
- Весёлое, радостное.
Итак, любите кататься на лыжах, санках, коньках! Тогда мы сейчас послушаем музыкальное произведение. (Слушание «Коньки» из мультфильма "Маша и Медведь". Исполняют Алина Кукушкина и Василий Богатырев. Музыка В. Богатырева, слова Д. Червяцова). Ребята слушают это произведение всегда эмоционально, сразу узнают музыку из любимого мультфильма, если надо снизить накал страстей, то необходимо задать вопросы до прослушивания (краткий анализ произведения – какая из
картин подходит по настроению к песне, какой характер песни, кто исполняет, какие эмоции хотел передать нам композитор и т.д.).
- Мы можем сейчас спеть песню хором?
- Нет, сначала надо выучить.
Далее разучивается 1 куплет под фортепиано, в медленном темпе, работаем над звуком, интонированием.
- А теперь как нам надо исполнить песню?
- Придумываем как будем петь песню тихо или громко, с движениями или без, вместе или по группам, и лишь потом исполняем под минусовую фонограмму. Получилось у нас передать радостный и задорный характер песни?
- Если не получилось, то почему? Что надо исправить? Каких интонаций нам не хватило?
Нам понятны были сегодня картины художников, музыка композиторов? Мы сразу догадались о чём они? Почему? (в ходе обсуждения надо подвести детей к выводу: композиторы и художники отображали окружающий нас мир, брали свои замыслы из жизни, за окном мы тоже видим эти пейзажи, в звуках мы слышим голоса природы.