kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание творческого подхода к решению исполнительских задач на уроках музыки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  развитие творческих способностей и художественного вкуса исполнителя.

Задачи урока:

-образовательные: дать знания из истории возникновения нотной записи и буквенных обозначений нот; научить творчески, эмоционально подходить к исполнению  музыкальных произведений;

-развивающие: развитие чувства ритма, внимания, музыкального кругозора, аналитических способностей;

-воспитательные: пробудить глубокий и устойчивый интерес  к инструменту, воспитание творческих навыков.

        Для решения задач использовать методы:

рассказа, показа; наглядно-сравнительного, образно-слухового метода, метода размышления, обобщения.

Музыкальный материал: музыкально-нотные материалы, подбор баянных произведений

Наглядные пособия: виды нотной записи в процессе ее совершенствования – от древности  до настоящего времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание творческого подхода к решению исполнительских задач на уроках музыки»»

Тема открытого занятия:

«Воспитание творческого подхода к решению

исполнительских задач на уроках музыки»


Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Сухарева О.В.




Цель урока: развитие творческих способностей и художественного вкуса исполнителя.

Задачи урока:

-образовательные: дать знания из истории возникновения нотной записи и буквенных обозначений нот; научить творчески, эмоционально подходить к исполнению музыкальных произведений;

-развивающие: развитие чувства ритма, внимания, музыкального кругозора, аналитических способностей;

-воспитательные: пробудить глубокий и устойчивый интерес к инструменту, воспитание творческих навыков.

Для решения задач использовать методы:

рассказа, показа; наглядно-сравнительного, образно-слухового метода, метода размышления, обобщения.

Музыкальный материал: музыкально-нотные материалы, подбор баянных произведений

Наглядные пособия: виды нотной записи в процессе ее совершенствования – от древности до настоящего времени.

План урока.

1.Введение.

2.Теоретическая часть Краткая беседа-сообщение о истории возникновения нотной записи и буквенных обозначений нот – с просмотром видов нотной записи с начала ее появления.

3.Практическая часть

-Упражнения для формирования правильного положения рук и пальцев на клавиатуре инструмента.

- Исполнение мелодии с буквенным обозначением аккомпанемента: «Частушка» - краткая информация о частушке.

-Решение проблемы «Ориентира на правой клавиатуре инструмента в восходящем и нисходящем движениях»

-Исполнение гаммы с аккомпанементом. Вспомнить о назначении аккомпанемента.

а/исполнить гамму с аккомпанементом

б/внести в исполнение элементы импровизации

4.Подбор аккомпанемента к разнохарактерным пъесам: «Дождик», «Колыбельная», «Марш»:

а/исполнить мелодию пъесы;

б/проанализировать образное содержание пъесы;

в/наметить возможные звуковые и штриховые эффекты аккомпанемента для передачи замысла композитора, раскрытия художественно-музыкального образа;

г/исполнение пъесы с аккомпанементом;

д/анализ исполненного произведения;

5.Задания творческого характера для выработки умения слышать ритмический пульс. В простейших пъесах «Василек», Картошка»:

а/исполнить пъесу;

б/изменить размер, настройка в новый пульс;

в/исполнить пъесу в новом размере;

г/анализ характера нового варианта

6.Повторение старого репертуара:

а/определить тональность пъесы;

б/исполнение пъесы;

в/внесение элементов импровизации

7.Музыкальный диалог (разговор) ученика и педагога с помощью инструмента, исполнение пъесы по ролям: педагог – «вопрос», ученик –«ответ»

8.Подведение итогов урока

Выставление оценки. Задание на дом.


Содержание урока.

1.Введение. Одним из важных факторов успеха занятий является разминка рук и пальцев. Цель упражнений – напомнить о правильном положении рук и пальцев при игре на инструменте.

-игра «привет карандаш»: кончики пальцев вертикально опускаем на подушечку карандаша. Пальцы по очереди здоровываются с ними.

Вывод: прикасаться к клавиатуре надо кончиками пальцев – не прогибая фаланги.

-положить руки на колени, затем в форме образовавшегося «свода» перенести их на клавиатуру

2. Теоретическая часть

В кратком сообщении проинформировать учащегося об истории возникновения нотной записи и буквенных обозначений нот;

Познакомить с видами нотной записи от начала ее создания до современного нотного письма.

Содержание урока:

Нотная грамота подобна письменности на Руси, претерпевала всевозможные изменения и имеет свои стадии развития. Трудно нам представить то время, когда нотной записи не было вообще, а музыка передавалась только устно (фольклор) Впоследствии музыку стали передавать с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипятских памятников.

К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков (родина – Древний Вавилон) затем в Древней Греции широкое развитие получают буквенные обозначения звуков. Со временем буквы греческого алфавита – заменяются латинскими. Они дошли и до нас: звук «до» - буква «С»; «ре» - «d» и.т.д.

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных акколадой.

До конца 17 века для записи инструментальных произведений применялись особые системы письма- табулатуры. Количество линеек в них соответствовало числу струн музыкального инструмента или количеству полифонических голосов в музыкальной ткани.

Современное звуковое письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить «живое» звучание музыки. Здесь присутствует не только развитая система условных знаков, но и дополнительные словесные пояснения (темпа, характера и.т.д.)

3.Практическая часть

31.На основе информации о буквенных обозначениях нот – исполнить простейшую мелодию «Частушка» - с аккомпанементом обозначенными буквами.

Краткая история появления частушки: частушка – это веселые, озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Слово «частушка» от слова «частый», т.е. быстрый. В России частушка появилась в конце 60-х годов 19 века. Это быстрые песни в четком ритме двухдольного танца. Мелодия у них совсем короткая – один небольшой куплет, который много раз повторяется с разным текстом.

3.2.Решение проблемы «ориентира в восходящем и нисходящем движениях:

Наш инструмент имеет правую клавиатуру вертикального положения. Этот вид не соответствует выражениям, определяющим направления движений в вверх и вниз. Упражнения, способствующие развитию ориентира в движениях по клавиатуре:

а/ устанавливаем пальцы правой руки на нотоносец с нотной записью;

б/»берем» аппликатуру с нотной записи;

в/переносим интервал на клавиатуру инструмента. В 1-ом восходящем движении движемся по терциям, в нисходящем – по секстам.

г/подобным вариантом исполнить цепочку главных трезвучий лада.

3.3.Исполнение гаммы с аккомпанементом:

-Вспомнить о назначении аккомпанемента: аккомпанемент- это сопровождение к мелодии. Он не должен быть однообразным, его назначение- поддерживать характер произведения и не заглушать мелодию. Исполнение аккомпанемента можно связать с каким-то образом. Основные штрихи сопровождения: стакатто – можно связать с образом дождя ;

- бас – педаль –образ нажатия на педаль (затянутый бас и короткое снятие в пришедший аккорд)

а/ Исполнить гамму с аккомпанементом, вспомнив о соответствии функций лада ступеням гаммы: 1,3,5 – Т; 4,6 – S; 2,7 – Д

б/внесение в исполнение элементов импровизации: в восходящем движении – устойчивые ступени исполняем с соседним нижнем звуком.

В нисходящем движении – неустойчивые ступени – с соседним верхним звуком

4.Подбор аккомпанемента к разнохарактерным пъесам «Дождик», «Колыбельная», «Марш». Ученику предлагается самостоятельно найти способы звукоизвлечения, штрихи аккомпанемента, ориентируясь на заданный художественно-музыкальный образ и раскрыть его, проявив свое образное мышление. Такие задания развивают способность уч-ся слышать то, что прозвучало и как прозвучало.

5.Задания творческого характера. Исполнить пъесы в новом варианте. Проанализировать изменения мелодические, ритмические. В ходе выполнения таких заданий развивается слуховой навык ощущения пульса четкого, разбитого на ритмические доли времени.

6.Повторение старого репертуара дает возможность включение различных заданий, направленных на развитие творческих способностей уч-ся; решение определенных исполнительских задач; умение оценивать качество исполнения музыки на основе своих представителей о красоте звучания.

7.Музыкальный диалог

Педагог исполняет часть предложения – «вопрос»-придавая ему характерную интонацию, ученик «отвечает» - стараясь найти интонацию, подходящую для ответа. В ходе таких упражнений вырабатывается умение играть «с любого места» играть отдельно любой из элементов фактуры, расшифровывать музыкальные мысли интонационные значения. При этом музыка становится для учащихся живой, выразительной, содержательной и увлекательной речью.

8.Подведение итогов урока: это общее мнение о том, что и как получилось, на что направить особое внимание в последующих занятиях.

Оценка себя учеником ориентирует его на решение предстоящих задач.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Воспитание творческого подхода к решению исполнительских задач на уроках музыки»

Автор: Сухарева Ольга Викторовна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая статья на тему "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-rol-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieografii"
    ["file_id"] => string(6) "239304"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444754549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Формы и методы контроля обученности учащихся в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(64) "formyimietodykontroliaobuchiennostiuchashchikhsiavklassieskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289775"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454858667"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства