kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание интереса к музыке у детей в классе -аккордеона»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям

Индивидуальный подход педагога к учащимся

Об активизации интереса учащихся на уроке

О работе с родителями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание интереса к музыке у детей в классе -аккордеона»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Унечская детская школа искусств»







Методический доклад

Тема: «Воспитание интереса к музыке у детей в классе -аккордеона»



Провела преподаватель

высшей категории

Ильина А.В.



























Содержание



Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям

Индивидуальный подход педагога к учащимся

Об активизации интереса учащихся на уроке

О работе с родителями


















































«Ученик – это не сосуд, который

нужно наполнить, а светильник,

который надо зажечь»

Плутарх

У Б.В. Асафьева есть замечательное высказывание о том, что музыка – это «и искусство, и наука, и язык, и игра». Если мы позволим себе дополнить это выказывание, то обнаружим, что элементы музыки присутствуют во многих видах человеческой деятельности. Часто говорят о музыкальности линии художественного полотна, архитектурного сооружения и даже физической формулы. Физик Эйнштейн и художник Энгр хорошо играли на скрипке; первый из них утверждал, что Достоевский и музыка дали ему для его работы больше, чем все специальные труды по математике и физике».

Тезис о необходимости всеобщего музыкального образования выдвинут давно, но большинство родителей недооценивают значение музыкальных занятий для развития детей. Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают классическую музыку, проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков. И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу. Разные способности взаимно укрепляют одна другую, а не противоречат друг другу. И, конечно же, простым знакомством и слушанием музыки не обойтись. Нет сомнения, что тем более мы подвергаемся влиянию каждого дела, чем ближе и непосредственней участвуем в нем сами, что только активное занятие музыкой может иметь настоящее образовательное значение а если так, то музыка непременно должна входить в программу воспитания.

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.







1.Анализ причин негативного

отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.

Не всем детям одинаково хорошо дается обучение в музыкальной школе, для некоторых это настоящее испытание. Однако если грамотно организовать учебный процесс, то интерес к занятиям у ребенка обязательно появится.

Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще? Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность педагога. В основном именно от него зависит, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители. Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо считал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно организовать характер». Ученик в педагоге видит пример для подражания, и учитель должен обладать качествами, достойными этого.
Руководя, указывая, наставляя, педагог в тоже время обязан прислушиваться к мнению ученика. Выдвигая определённые требования, он должен быть уверен, что они выполнимы.
Нужно поддерживать ученика в его лучших устремлениях, замечать и поощрять творческое отношение к музыке, воспитывать самостоятельность.
Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству.
Для этого нужно так упростить технологию освоения инструмента, чтобы встречающиеся исполнительские трудности не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального произведения и с самим процессом исполнения.
Решающую роль в этом играет соблюдение важнейших принципов обучения:
последовательности и постепенности.
Ученик должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности.
Каждый урок, каждое домашнее задание должны быть проведены интересно увлекательно и содержательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения. Тогда интерес к музыки может стать постоянным, устойчивым.
Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.

Индивидуальный подход педагога к учащимся.

Одна из важных и трудных проблем музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.  Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благоприятно влиять на развитие ученика. Индивидуальность человека – его характер, интересы и способности – всегда в той или иной степени отражают пройденный им жизненный путь. Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целенаправленно организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку развитого общества. Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада. Каждый из них будет отличаться от другого.

             Задача педагога – направлять работу учащихся так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Например, спокойствие и уравновешенность которых не хватает холерику, можно частично воспитать путем работы над медленными и кантиленными произведениями, а энергичность у меланхоликов и флегматиков – работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

             Система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учеником. Она не совместима с методом "всех стричь под одну гребенку". Каждую личность характеризует неповторимое сочетание ряда врожденных и приобретенных свойств и качеств, и, только используя естественные особенности ученика, педагог может осуществить воздействие и воспитать художественную индивидуальность.

От педагога в ходе учебного процесса требуется профессиональность и глубоко заинтересованное отношение к делу. Что касается личной заинтересованности педагога в успехах ученика – то она является необходимым условием для установления контакта с ним, создает благоприятные условия для его творческого самовыражения.

Контакт с учащаемся, устанавливается с первых же уроков и для того, чтобы этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому педагог обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по телевидению и радио. Помимо непосредственной радости это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества ученика и на их основе строить свои занятия. Задача педагогического процесса – тщательное изучение ученика, определение всех его слабых и сильных сторон, возможность развития, ограничений, «тормозов» на его пути. При этом в первую очередь необходимо развивать особенно ярко наиболее характерное для него индивидуальное, подтягивая слабые стороны. В каждом ученике всегда есть положительные и отрицательные черты и воспитание должно быть основано на принципе стремления «зацепить лучшую струнку» в ученике, найти то ценное, что в нем есть, то, к чему у него есть наибольший интерес, и при помощи этого звена вытянуть всю цепь.»

Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.

Естественно, все поставленные задачи неимоверно сложны. И каждый педагог решает их по-своему. Важным стимулирующим моментом в работе педагога (особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят.

Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога. Ребенок может не заметить методических просчетов учителя, но всегда обнаружить его равнодушие, как бы тщательно оно не скрывалось. Особенно опасно, когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно, - по-разному относится к детям перспективным, т.е. будущим профессионалам и к будущим любителям музыки. Разница, конечно, должна быть, но не в отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее большинство малоодаренных детей. Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча с педагогом. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный. Имеет большое значение и то, как выглядит педагог. Известное изречение А.П.Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и педагога- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно творчески самовыразиться.

Об активизации интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыражение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа (играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.).

Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).

Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист.

О работе с родителями.

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное хотят видеть своего ребёнка добрым. Чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства. В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому надо, как можно больше лучше и многообразнее использовать возможности семьи. 
«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых», - говорит А.Д. Артоболевская. Сегодня уже стало правилом, что успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий и возлагает определённые обязанности и на родителей. Дети с гораздо большей охотой учатся, если родители проявляют интерес к их занятиям и к самой музыке. В меру возможностей родители должны вместе с детьми посещать концерты, читать книги о музыке и композиторах.
Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

1.Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);

2.Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;

3.Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

4.развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);

5.Воспитывается концентрация внимания;

6.Развитие интеллектуальных способностей;

7.Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);

8.Педагог должен сообщить родителям о достоинствах аккордеона; этот инструмент наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;

9.Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.

Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем — красоту окружающего мира. Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка — прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Воспитание интереса к музыке у детей в классе -аккордеона»

Автор: Ильина Анжела Владимировна

Дата: 10.02.2022

Номер свидетельства: 599971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тайны нотного королевства 3 "е" г. Астана"
    ["seo_title"] => string(42) "tainy_notnogho_korolievstva_3_ie_gh_astana"
    ["file_id"] => string(6) "374875"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483339150"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Музыкальная игра "В мире музыки" "
    ["seo_title"] => string(33) "muzykal-naia-ighra-v-mirie-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "108607"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403780512"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки: Образы добра и зла в балете "Спящая красавица" П.И. Чайковского "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-muzyki-obrazy-dobra-i-zla-v-balietie-spiashchaia-krasavitsa-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102244"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402490240"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вокально-хоровая  работа (по хору) для 1-3 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "vokal-no-khorovaia-rabota-po-khoru-dlia-1-3-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215834"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432806308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства