Ход урока: I. Музыкальное приветствие. (Добрый день, ребята; дети – здравствуйте). | Слайд №1. |
II. Сообщение темы и целей урока. Мы продолжаем тему четверти «Тысяча миров музыки». Тема сегодняшнего урока «Волшебная сила музыки». Сегодня мы с вами послушаем фрагменты музыкальных произведений и с помощью таблицы «эмоциональных состояний» и таблицей «копилка чувств» определим характер музыки, темп, ваше настроение. Затем споём упражнения, распевки и начнем разучивать осеннюю песню «Лебеди улетали». | Слайд №2. |
III. Развитие темы. Печально и чиста. Как жизнь, людьми любимая. Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижимая Музыка… | Слайд № 3. |
«Рождение музыки» из книги «Мифы Древней Эллады» Однажды, как рассказывает предание: на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Музыканта звали Орфей. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но своей игрой на лире, которую подарил ему Аполлон, он помогал преодолевать множество препятствий. | Слайд № 4. |
А сейчас мы посмотрим видеоролик и послушаем музыку. Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Перед вами стоит 2 задачи: Сопоставить музыку с картинами природы и найти общую связь музыки и изобразительного искусства? С помощью, каких средств музыкальной выразительности повлияла на вас музыка? | Слайд № 5. |
А теперь давайте охарактеризуем произведение с помощью «Таблицы эмоциональных состояний», какое оно по характеру? | Слайд № 6. |
Иоганнес Брамс – немецкий композитор, пианист, дирижёр. Обучался музыке у отца. Испытывая нужду, с 13 лет Брамсу пришлось зарабатывать на жизнь — он играл на рояле в ресторанах, позже выступал как пианист в театральных антрактах, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом и Р. Шуманом. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса проникнута мужеством, порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Брамс написал более 80-ти произведений: 4 симфонии, 2 увертюры, 49 немецких народных песен, немецкий реквием, серенада для оркестра, 2 секстета для струнных инструментов, 2 фортепьянных концерта, несколько сонат для одного фортепьяно, для фортепьяно со скрипкой, с виолончелью, фортепьянные трио, 60 вокальных квартетов в сопровождении фортепиано, вариации и разные пьесы для фортепьяно. 4 симфонии: 1 – «Патетическая», 2 – «Пасторальная», 3 – «Героическая», 4 – «Элегическая». 1, 2 и 3 части подготавливают конфликт, который разворачивается в 4 части. В 1 части главная тема, которая потом повторяется в 4 части. Во 2 и 3 части побочная тема. Слушание фрагмента. Иоганнес Брамс. Симфония № 3. Фа мажор. 3 часть. | Слайд № 7. |
Теперь давайте заполним таблицу «Копилка чувств». | Слайд № 8. |
Музыка, которая понятна нашим чувствам и мыслям воздействует на человека с помощью выразительных средств: мелодии, гармонии, темпа, ритма, динамики. Она способна влиять на людей и пробуждать стремление к прекрасному. | Слайд № 9. |
IV. Тренинг для постановки голоса. Упражнения для разработки, разогрева мышцы лица: высовываем язык (жуем), губками, зубами, прокалывание щеки языком, щелканье языка (изменение высоты тона). Распевки: тренинг вокал для постановки детского голоса по системе Емельянова. Распевки под инструмент. Поем звуки музыки с динамическими оттенками (Р – пиано, тихо, f – форте, плавно) Постепенно добавляем звук вверх, постепенно ослабляем звук вниз. Артикуляция: legato (легато) – плавно, мягко. Stakkato (стаккато) – остро, отрывисто | Слайд № 10. |
Разучивание песни. (Слушание песни в записи. Затем разбор по фразам: сначала - учитель, затем - дети; по одной строчке каждый ученик; 1 строчка – мальчики, 2 строчка – девочки). Лебеди улетали 1куплет Зорька алая вставала под осенним небосклоном. А по небу пролетала стая диких лебедей, А куда они так рано с первым колокольным звоном Улетают в небе тая, серой стаей от людей. Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер. Провожали и встречали их пруды и дерева. Им шептали вслед цветочки так заведено на свете. Возвращайтесь поскорее на родные острова. Припев: Да, да с берега моря корабли уплывали. Да, не в радость, не в горе лебеди улетали. На шальные просторы ветры южные звали. Через пропасть и горы лебеди улетали. 2 куплет Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки. Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет. Улетала в дали стая, превращались птицы в точки. А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ. Припев: | Слайд № 11,12 |
V. Итоги урока. Назовите имя музыканта из мифа Древней Эллады, который играл на лире? (Орфей) Кем был Иоганнес Брамс? (Композитор, пианист, дирижёр) Какие произведения он сочинил? (4 симфонии, 2 увертюры, 49 немецких народных песен, немецкий реквием, серенада для оркестра, 60 вокальных квартетов в сопровождении фортепиано) Какое произведение Иоганнеса Брамса мы слушали? (Симфония № 3. Фа мажор. 3 часть) Какими средствами музыкальной выразительности влияет музыка? (Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика) Все сегодня работали хорошо, но мне хочется отдельно оценить некоторых ребят… Выставление оценок. | Слайд № 13,14. |
VI. Домашнее задание. Пересказывать тему. Выучить 1 куплет и припев. Нарисовать рисунок к песне. | Слайд № 15. |
До свидания. Спасибо за урок. | Слайд № 16. |
Используемые интернет-ресурсы | Слайд № 17. |