Просмотр содержимого документа
«Вокальное и музыкальное творчество»
Тема: Вокальное и музыкальное творчество
План-конспект урока
Цель урока:
1. сформировать представление о жанровом многообразии вокального и музыкального творчества.
Задачи:
1. образовательная: расширить знания о музыке как виде искусства.
2. развивающая: развитие механизмов творческого мышления (памяти, внимания, гибкости ума, оригинальности ответов); развитие вокально-хоровых навыков, навыков импровизации.
3. воспитательная: воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: компьютер, экран, диск с презентацией, доска
Ход урока:
I.Организационный момент
1) Актуализация знаний
Ребята, сегодня мы отправляемся по увлекательному миру музыки. Прежде чем мы познакомимся с темой урока, давайте вспомним, на какой вопрос мы пытались ответить в начале четверти? (В чём сила музыки?)
- И в чём же сила? (В воздействии музыки на человека и всё живое).
Давайте поразмышляем, о чём сегодня пойдёт речь? В качестве подсказки будет загадка.
Шаляпин всем на зависть пел
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут…? (Вокал)
Что значит вокальная музыка?
Внимание на экраню.
Экран: Вокальная музыка.
Как давно появилась вокальная музыка, как вы думаете? (С появлением человека, для сопровождения каких-то обрядов, заклинаний).
Сегодня Вы познакомитесь с музыкальными жанрами, узнаете, где появилось профессиональное вокальное искусство. Сможете послушать, проанализировать, понять, для чего нам нужна вокальная музыка.
II. Введение новых знаний. (фаза отдыха).
1. Релаксация.
Звучит тихая музыка. Спокойный голос учителя.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Вообразите, что мы отправляемся в необыкновенное путешествие в Италию. Понаблюдайте, что Вас там окружает? Ощутите веяние лёгкого морского бриза. Италия – родина знаменитых певцов, композиторов, родина оперы. Именно здесь зарождалось прекрасное пение – бельканто.
Таким образом, 1 пункт нашего путешествия прекрасная Италия, запоминаем опорные слова: опера, бельканто.
Отправляемся дальше (звуки гитары – романс). Испания. Ощутите зной палящего солнца. Прислушайтесь к звукам гитары. Испания не только родина гитары, но и родина вокального жанра романса. Романс - музыкально-поэтическое произведение с сопровождением).
Романс особенно был любим в России в исполнении цыган. Поэтому отправляемся с Вами на нашу прекрасную Родину. Вообразите своё любимое место, где Вам комфортно. Посмотрите, что Вас там окружает: предметы, запахи, звуки. Вспомните, какими народными песнями славится Россия? Каковы их особенности?
2. Чёткое повторение выделенной информации.
Повторим ещё раз информацию:
Италия. Опера.Прекрасное пение – бельканто.
Испания. Романс - музыкально-поэтическое произведение с сопровождением).
Россия. Народные песни. Их особенности.
Поблагодарите все образы и символы, которые помогли Вам легко и просто приобрести новые знания и отдохнуть. Каждый в своём ритме возвращайтесь в класс.
III. Закрепление (фаза активности)
1. Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.
Расскажите свои впечатления о путешествии. Что представили?
Какие остановки запомнили?
Какая информация запомнилась?
Видеофрагмент. Отрывок из оперы Кармен Ж. Бизе.
Назовите родину оперного искусства. Что ещё Вы узнали в Италии?
Видеофрагмент. Цыганский романс.
Назовите родину романса. Каковы его особенности? Чем романс отличается от песни?
Видеофрагмент. Русская народная песня.
Перечислите известные Вам народные песни. Назовите их особенности.
2) Воссоздание увиденного на бумаге, нанесение учебной информации.
Нарисуйте то, что Вы представили в своём путешествии. Заполните маршрутный лист опорными словами.
3) Знаете ли вы, что певцы живут дольше всех, потому что у них очень развит дыхательный аппарат. Предлагаю сейчас поиграть в настоящих певцов, встаём из-за парт и вместе со мной поработаем с дыхание. (Упражнения на грудное и брюшное дыхание с сопровождением рук и звуков (на усмотрение педагога).
4) Вокально-хоровая работа
Молодцы, практически все разогрели и подготовили голосовой аппарат, а теперь поработаем над нашей песней «Каникулы» (Работа над выразительным исполнением, дикцией, чистотой интонирования, по рядам, группам).
5) Анализ вокально-хоровой работы. (Что получилось, что нет? Какие трудности были в процессе исполнения?).
Ребята, как мы с вами распознаём голоса людей, например своих близких? (По тембру).
Совершенно верно, я хочу рассказать о великом человеке, певце - Фёдоре Шаляпине. (Фрагмент фильма Шаляпин)
Как видите, нашей стране есть кем гордиться. Этот удивительный бас был известен даже за границей. Не случайно я спросила о голосе, мы все разные, и каждый имеет свой неповторимый тембр.
Какие ещё тембры голоса Вы знаете? (сопрано, тенор, альт).
Какие современные исполнители вам известны? Предлагаю посмотреть на нашу музыкальную карту, и найти страны, в которых мы ещё не были: (слайд музыкальное путешествие).
6) Итог урока.
Делаем вывод, для чего нам нужна вокальная музыка?
На полученных листах афоризмы о музыке. Найдите наиболее подходящие к данному уроку. (Работа в группах). Наиболее удачный выписать на доске.
IV. Домашнее задание
Закончить рисование увиденного в путешествии.
Подготовить небольшое сообщение о любимом исполнителе
Музыкальный подарок: выступление одарённого учащегося-вокалиста.
Примечание: ответы детей оцениваются с помощью цветных карточек, такая форма оценивания используется на уроках, поэтому в конце занятия каждую оценку дети сами комментируют и анализируют.