Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Задачи урока:
Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;
Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты изучения:
Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Музыкальный материал:
Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Задачи урока:
Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;
Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты изучения:
Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Музыкальный материал:
Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».
Ход урока.
1.Организационный этап урока.
Дети входят в класс под. музыку.
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Игра «Верю - не верю».
Верите ли вы, что
-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)
-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)
-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).
-песня имеет куплетную форму? (Да).
-вокальная музыка появилась благодаря «дружбе» музыки и литературы? (Да).
II. Основная часть.
Повторение изученного материала.
- Когда (в каких случаях) люди поют?
Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.
Послушайте и назовите название песни.
Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов. Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту.
( «У моей России» муз. Г.Струве).
1. Актуализация знаний
Вступительная беседа:
- «Россия, какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
С. Есенин
- Так о России писал С. Есенин.
- Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?
- Ответы уч-ся: «Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер.
Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила.
- Писатели, композиторы, художники трепетно воспевают образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять культуру своего народа.
- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.
Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.
2. Формулирование темы урока.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
- Ответы уч-ся: Россия – наша родина.
- Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»
Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет.
Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.
Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.
Отрывок из рассказа В. Белова
Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…
- В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?
Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
«Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве
Во поле березка стояла..
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.
- Какие русские народные инструменты вы знаете? Назовите.
У русских - это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
В исполнении ансамбля русских народных инструментов
звучит русская народная песня «Камаринская»
-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?
Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.
Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского
финал симфонии №4 П. И. Чайковского
Вопросы:
-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?
-Напойте ее.
Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла».
-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)
А теперь мы с вами послушаем старую русскую казачью песня о России
В исполнении Кубанского казачьего хора Песня «Моя Россия»
Как ты думаешь, почему композиторы, художники, поэты с таким искренним и глубоким чувством воспевают в своих произведениях родную природу?
Рефлексия.
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
-Что вам особенно ярко запомнилось?
-Что интересного вы узнали?
-Достигли ли цели урока?
Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.