kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вокальная музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Россия, Россия, нет слова красивей…».

Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Задачи урока:

  • Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты изучения:

Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Музыкальный материал: 

Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вокальная музыка»


Тема урока: «Вокальная музыка» 5 класс

«Россия, Россия, нет слова красивей…».

Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Задачи урока:

  • Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;

  • Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты изучения:

Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Музыкальный материал: 

Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».



Ход урока.

1.Организационный этап урока.

Дети входят в класс под. музыку.

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра «Верю - не верю».

Верите ли вы, что

-музыка взаимосвязана с такими видами искусства, как театр, литература, кинематограф, изобразительное искусство и другие? (Да.)

-сегодня народные песни исполняют в первичном варианте? (Нет.)

-народные песни исполняет только тот народ, который их сложил? (Нет).

-песня имеет куплетную форму? (Да).

-вокальная музыка появилась благодаря «дружбе» музыки и литературы? (Да).

II. Основная часть.

Повторение изученного материала.

- Когда (в каких случаях) люди поют?

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Послушайте и назовите название песни.

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов. Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту.





( «У моей России» муз. Г.Струве).


1. Актуализация знаний

Вступительная беседа:

- «Россия, какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

С. Есенин

- Так о России писал С. Есенин.

- Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?

Ответы уч-ся: «Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер.

Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила.

- Писатели, композиторы, художники трепетно воспевают образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять культуру своего народа.

- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.


2. Формулирование темы урока.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

- Ответы уч-ся: Россия – наша родина.

- Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» 

Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. 


Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.


Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.


Отрывок из рассказа В. Белова


Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…


- В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?


Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.


«Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве


Во поле березка стояла..


В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.


- Какие русские народные инструменты вы знаете? Назовите.

У русских - это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.


Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.


В исполнении ансамбля русских народных инструментов

звучит русская народная песня «Камаринская»


-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.


Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского


  1. финал симфонии №4 П. И. Чайковского


Вопросы:

-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?

-Напойте ее.

Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла».

-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)


А теперь мы с вами послушаем старую русскую казачью песня о России


В исполнении Кубанского казачьего хора Песня «Моя Россия»


Как ты думаешь, почему композиторы, художники, поэты с таким искренним и глубоким чувством воспевают в своих произведениях родную природу?


Рефлексия.

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Что интересного вы узнали?

-Достигли ли цели урока?


Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

«Россия»

Лишь едва рассвет небо тронет,

Распахнула Волга берега,

Льётся солнце на твои просторы

С добрым утром, Родина моя!

На земле мне нет роднее края,

И куда б ни бросила судьба

Ни на что тебя не променяю,

В моём сердце только ты одна.

ПРИПЕВ:

Россия, твоё имя шепчут волны

Россия, вечно юная заря

Россия, колокольчик перезвонный

Всей душой люблю тебя!

Россия, над тобой пусть светит солнце

Россия, за тебя всегда молюсь

Россия – в моём сердце отзовётся

Бог храни Святую Русь!


Здесь мои родные папа, мама

И любовь, и верные друзья,

И заветные мечты о главном,

Без которых мне прожить нельзя.

Зачерпну воды сырой в ладони,

Словно к детству снова прикоснусь,

И теплом молитва сердце тронет

Бог храни тебя, Святая Русь!

ПРИПЕВ

Россия, твоё имя шепчут волны

Россия, вечно юная заря

Россия, колокольчик перезвонный

Всей душой люблю тебя!

Россия, над тобой пусть светит солнце

Россия, за тебя всегда молюсь

Россия – в моём сердце отзовётся

Бог храни Святую Русь!





























«Моя Россия, моя страна»

Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю, будет день наверняка

Это счастье улыбнется снова мне

И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья


Сколько можно вечно спорить ни о чем

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране

Припев:


«Моя Россия, моя страна»

Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю, будет день наверняка

Это счастье улыбнется снова мне

И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья


Сколько можно вечно спорить ни о чем

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране

Припев:

«Моя Россия, моя страна»

Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю, будет день наверняка

Это счастье улыбнется снова мне

И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья


Сколько можно вечно спорить ни о чем

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране

Припев:


«Моя Россия, моя страна»

Я рисую белым мелом облака

Я мечтаю, будет день наверняка

Это счастье улыбнется снова мне

И моей стране

Припев:

Моя Россия, моя страна

Ты так красива во все годы-времена

Моя Россия, мои друзья

Дай Бог нам силы

Мы вместе одна семья


Сколько можно вечно спорить ни о чем

Сколько можно воду черпать решетом

Где тот ветер, что расправит крылья мне

И моей стране

Припев:



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вокальная музыка

Автор: Светлана Алексеевна Корчагина

Дата: 07.12.2024

Номер свидетельства: 661103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Жанры вокальной музыки "
    ["seo_title"] => string(23) "zhanry-vokal-noi-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "145692"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418979069"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока: "Осеннее настроение в вокальной музыке, живописи и поэзии". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-osiennieie-nastroieniie-v-vokal-noi-muzykie-zhivopisi-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "246919"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446476816"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Жанры вокальной музыки"
    ["seo_title"] => string(23) "zhanry_vokal_noi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "439894"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511237440"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "презентация для урока музыки в 5 классе "Вокальная музыка" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-dlia-uroka-muzyki-v-5-klassie-vokal-naia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "131571"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416165375"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока "Опера самый значительный жанр вокальной музыки" 5 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-opiera-samyi-znachitiel-nyi-zhanr-vokal-noi-muzyki-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "236586"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444121443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства