Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Тип урока: обобщение пройденного материала
Вид урока: урок-путешествие
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вокальная музыка »
Урок музыки в 5 классе
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Тема урока: «Жанры вокальной музыки»
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературы
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной музыки; познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Тип урока: обобщение пройденного материала
Вид урока: урок-путешествие
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
-А ещё какая существует музыка? (инструментальная)
-Какие вы знаете музыкальные инструменты? (называют по цепочке)
Существует очень много жанров вокальной музыки. Давайте послушаем стихотворение Екатерины Растопчиной и подумаем о каком жанре пойдет речь.
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся …Блаженство,
радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Конечно же это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка. Происходит синтез искусств.
Давайте вспомним , в какой песне есть слова: «ах школа, школа ты всегда со мной…»
Правильно это песня «Школа»
Исполнение песни.
-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как ?
-Как будет называться такое произведение? (вокализ)
-Дайте определение вокализа.
-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)
-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?
Просмотр видео фрагмента вокализа
«Хорошая песня - целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту»
так писал поэт 19 века Иван Суриков.
Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.
Песня русская в березах,
- На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать
С. Есенин
Исполнение « Песни о России» муз. В. Локтева сл. О.Высотской
-эта песня композиторская или народная?
-Чем отличается народная песня от композиторской?
А сейчас для вас игра «Собери слоги – назови жанр народной песни»
Е ис ри то чес ки
Лы ко ны е бель
Датс ки сол е
До тру вы е
со вы пля е
ри чес ли ки е
е точ ны шу
е деб сва ны
туш час ки
Хо вод е ны ро
-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:
«Солдатушки, бравы ребятушки..»
«А я по лугу»
«Во поле береза стояла»
-А как бы вы дали определение частушке?
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся, Все контрольные работы
На пятерочки сдала.
Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной
Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат
.
Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся
А сейчас мы немного попутешествуем . И из России мы отправляемся в Италию. Родиной какого вокального жанра является Италия? (баркаролы)
-Дайте определение баркаролы. А что вы можете рассказать о Венеции, одном из городов Италии?
Слушание Ф. Шуберт «Баркарола»
-Что необычного мы услышали в этом произведении?(в аккомпанементе движение, покачивание волн).
Назовите автора произведения.(портрет)
Теперь мы отправимся в следующую страну - в Испанию. Родиной какого вокального жанра является Испания? (романса и серенады)
Давайте сейчас послушаем произведение и определим что сейчас прозвучит : романс или серенада.
Слушание М. Глинка «Жаворонок»
. кто вспомнил название произведения и автора? (портрет)
Ну и конечно же серенада. Серенада-это…………..(ответы учащихся) На прошлом уроке мы слушали серенаду известного австрийского композитора Ф. Шуберта, а сегодня послушаем ещё одну серенаду.
Слушание « Серенады» в исполнении О. Анофриева из мультфильма « Бременские музыканты».
-А что такое шлягер? Определение
Слушание песни «Маленький принц» в исполнении Кати Рябовой
Итог урока: Давайте перечислим жанры вокальной музыки, которые прозвучали на нашем уроке .(перечисление) Существуют ещё кантаты, оперы, оратории, мюзиклы. Но это уже более масштабные вокальные произведения. О них мы будем говорить на последующих уроках.
-Как вы думаете, нужны ли музыка и литература друг другу ?(да) Конечно же! Ведь без них не существовало бы почти всех вокальных произведений, остались бы вокализы и инструментальная музыка
И закончить урок мне хотелось бы песней «Земля полна чудес»