Цель занятия: повышение познавательной активности и интереса к предмету музыкальная литература у учащихся путем применения различных форм учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана с учетом программы 4 класса музыкальных отделений.
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Цель занятия: повышение познавательной активности и интереса к предмету музыкальная литература у учащихся путем применения различных форм учебной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Музыкальные инструменты и их тембры»;
изучить новый материал.
Развивающие:
развивать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные знания и ранее пройденный материал;
способствовать проявлению инициативы и самостоятельности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать в детях организованность, работоспособность, самостоятельность.
Воспитывать в детях эстетический вкус посредством музыкальных образов и слуховых впечатлений.
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
Междисциплинарные связи: нет
Внутридисциплинарные связи: продолжение изучения материала по теме: «Музыкальные инструменты и их тембры»
Учебное оборудование (оснащение) занятия: изображения органа, клавесина, фортепиано, карточки-задания, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, аудиоаппаратура.
Методы и приемы обучения:
Словесный
Наглядный
Практический
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Акимова Л. Музыкальная литература: Дидактические материалы. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982
Лагутин А., Смирнова Э. Программа по музыкальной литературе для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М., 1982
Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М.: 1990
Шорникова М. Музыкальная литература. Первый год обучения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
Опережающие задания учащимся: нет
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный. 5 минут
2 этап. Музыкально-теоретическая разминка: повторение и определение видов оркестров, музыкальных инструментов и их тембров.10 минут
3 этап. Изучение новых инструментов: органа, клавесина, фортепиано. 10 минут
4 этап. Закрепление знаний. 10 минут
5 этап. Рефлексия.
Ход урока.
1 этап. Организационный
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока – «В мире музыкальных инструментов». Мы повторим пройденные инструменты, закрепим знания о них и изучим 3 новых инструмента: орган, клавесин, фортепиано.
2 этап. Музыкально-теоретическая разминка.
Вначале прослушайте фрагмент музыкального произведения и постарайтесь определить, что звучит (по составу инструментов). Звучит отрывок Марша Тореадора из оперы «Кармен» Бизе. Дети отвечают: симфонический оркестр.
А какие еще виды оркестров вы знаете?
Дети: камерный, эстрадный, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов.
Сейчас по видеофрагментам определите, какой оркестр звучит. Звучат отрывки: Лунная серенада – джазовый оркестр, обр. рнп «Коробейники» - оркестр нар. инструментов, "Прощание славянки» - духовой оркестр, Танго Пьяццолы – камерный оркестр, то же танго – эстрадный оркестр, Вальс из музыки к повести Пушкина «Метель» - симфонический оркестр. По ходу прослушивания учитель просит назвать фамилии известных дирижеров из данных фрагментов: Спиваков, Федосеев, Жилин.
На сколько групп делятся инструменты симфонического оркестра? На 4 группы. Назовите эти группы. Струнно-смычковые, деревянные духовые,медные духовые, ударные. Какая из них самая многочисленная в оркестре? Струнно-смычковые.
Перечислите инструменты данной группы. Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Какой из них самый низкий по звучанию? Контрабас. Какой называют душой оркестра? Скрипку.
Кроме инструментов симфонического оркестра мы прошли еще народные инструменты. Давайте вспомним русские народные инструменты. Называют.
3 этап. Изучение новых инструментов.
Хорошо, молодцы. Все названные инструменты можно разделить по способу звукоизвлечения на 3 большие группы: струнные, духовые и ударные. Но есть инструменты, которые сложно отнести к какой-то одной группе: это орган, клавесин и фортепиано. На эту тему ребята готовили доклады. Давайте их послушаем.
Орган. Доклад.
Видимая часть органа называется фасадом: это металлические трубы различной длинны, расположенные в индивидуальном порядке, и исполнительский пульт (несколько рядов ручных клавиатур – мануалов, педаль – ножная клавиатура и более 200 различных кнопок и рычагов для изменения звука). Множество прекрасной музыки написано для органа и многие величайшие композиторы мира служили церковными органистами. Так к какой же группе можно отнести орган? У него есть трубы, в которые вдувается воздух. Есть клапаны, как в духовых, но еще есть и клавиатура. Значит, орган – клавишно-духовой инструмент.
Давайте запишем в тетрадь. Орган – клавишно-духовой инструмент, отличающийся большим размером и мощным звучанием. Клавиатура у органа называется мануалом.
Послушайте, как звучит орган. Бах. Токката ре минор.
Клавесин. Доклад.
Клавесин имел множество разновидностей: клавир, клавикорд, спинет, вирджинал, чембало. Этот инструмент был очень распространен в 17-18 вв., когда носили напудренные парики, пышные платья с кринолинами и оборками. Много музыки для клавесина создали французские клавесинисы: Дакен, Рамо, Куперен. Клавесин имел яркий серебристо-хрустальный тембр и часто звучал на балах и концертах. К какой же группе относится клавесин? В нем есть струны, звук извлекается щипком, но все это приводится в действие нажатием клавиши. Значит, клавесин – клавишно-струнно-щипковый инструмент. На смену ему пришел более совершенный инструмент – фортепиано.
Давайте запишем в тетрадь. Клавесин – клавишно-струнно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано. Теперь послушайте клавесин. Бах. Прелюдия До мажор № 1.
Фортепиано. Доклад.
Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).
Виды фортепиано
Домашнее пианино (вертикальное пианино средних размеров). Это пианино весит около 300-350 кг
Небольшой кабинетный рояль. Он весит около 200-250 кг
Салонный рояль.
Большой концертный рояль. Весит концертный рояль около 450-500 кг
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.
Фортепиано действительно безгранично по своим техническим возможностям. На нем можно извлекать звуки от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо играть стаккато и легато. И неслучайно, что многие композиторы не только сочиняли музыку для этого инструмента. Но и сами были блестящими пианистами: это Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин, Шостакович. И этот список можно продолжить.
Давайте запишем в тетрадь. Фортепиано было изобретено Бартоломео Кристофори в 18 в.
Теперь давайте проведем викторину, где будут звучать все эти инструменты. Дети определяют в муз. фрагментах флейту, клавесин, балалайку, гитару, трубу, орган, виолончель, фортепиано. Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
А сейчас на экране вы увидите карточки, на них записаны зашифрованные названия музыкальных инструментов, вы должны их расшифровать.
«Расшифровать» названия инструментов (карточки):
Теласче
Морбонт
Фасонкос
Челонвоиль
Бута
Табур
Ефтайл
Наабраб
Гисул
Иртага
Рамод
Налкерт
Аконтарбс
Рогмань
Ортофепина
Таль
Тагоф
А сейчас вы получите тест и выберете правильные ответы:
Название инструмента «ксилофон» переводится как звук
Стеклянный
Оловянный
Деревянный
Чугунный
Пластинка для игры на струнных инструментах
Куратор
Медиатор
Авиатор
Супинатор
Деталь струнного инструмента называется
Орел
Коршун
Беркут
Гриф
Что сжимает гармонист?
Шелк
Шерсть
Мех
Шарф
Есть такая группа инструментов
Язычковые
Ушные
Кожные
Глазные
Деталь деревянных духовых инструментов
Клюка
Посох
Помело
Трость
5 этап. Рефлексия. Домашнее задание.
Итак, какие инструменты мы сегодня прошли? Отвечают. Какой из них самый большой и громкий? Как называется его клавиатура? Какой инструмент является предшественником фортепиано? Кто и когда изобрел фортепиано?
Сегодня вы все старались, работали активно, отвечали на вопросы, готовили доклады. (Выставление оценок). Домашнее задание – выучить конспект в тетради. Благодарю вас за урок!