Развивать речь детей средствами пальчиковой игры, чистоговорки; стимулировать желание отвечать на поставленные вопросы, четко и грамотно оформляя свои мысли.
Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение договариваться, действовать в коллективе.
Оборудование и предметная среда:
Мультимедийная установка, ПК, кадры из фильма «Смурфики»; магнитная доска с набором плоскостных домиков – грибов с номерами, фигурок гномиков, изображающих их профессиональную принадлежность.
Перчаточный театр: гномики.
Сундук с «драгоценными камнями» в форме геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Три шкатулки: круглая, квадратная, прямоугольная.
Музыкальные инструменты на выбор для всех детей.
Шляпа гнома, для работы над эмоциями. Детали лица на черной сетке – съемные.
Клавесы для взрослых.
Куклы бибабо- гномики для взрослых.
Выставка работ родителей и детей на тему: Волшебный мир гномов»
Ход занятия.
Дети заходят в зал, оформленный в тематике «Гномы». Выставка работ детей и их родителей.
Муз. рук:
Посмотрите, сколько гномов вас окружают. Эти поделки и рисунки готовили вы со своими родителями, и они отражают удивительную жизнь гномов в их сказочной стране. Гномам, сказочным человечкам, из неведомой нам страны, посвящали свое творчество многие писатели, поэты, художники и музыканты.
А вы бы хотели побывать в сказочной стране, где живут гномы?
Ответ детей:
Муз. рук.:
Мы можем в один миг перенестись из нашего Настоящего в Мир Сказок и Легенд о гномах при помощи компьютера. Садитесь и готовьтесь к полету.
(На экране ПК воспроизвести кадр их фильма «Смурфики» - деревушка гномов)
Воспитатель подходит с детьми к магнитной доске, на которой укреплены грибы- домики для гномов. На домиках – номера. Рядом с доской лежат плоскостные фигурки гномов, изображающих их профессиональную принадлежность.
Воспитатель: Вот мы и на месте.
В деревушке гномы жили
Меж собой они дружили.
В доме номер один
Жил вот этот господин
(Показать детям гнома – садовода, спросить, кто он по профессии, закрепить на доске рядом с домиком, аналогично поступить с другими фигурками.)
Он любил цветы растить
И с природою дружить!
(Побуждать детей узнавать цифры – номера домов. Называть их.)
В доме два - жил гном – кузнец.
Вот какой был молодец!
В третьем доме жил… кондитер.
Был он сладкого любитель.
В доме с номером четыре
Рудокоп живет в квартире.
В доме пятом - музыкант.
Он имел большой талант.
В шестом - доме жил писатель.
Добрых сказок был создатель.
В седьмом – сторож, клад хранил
И с ключом всегда ходил.
В восьмом – художник проживал.
Он картины рисовал.
Муз. рук.:
Утром гномики вставали
И зарядку начинали.
Воспитатель:
Становились по порядку
Делать пальчиковую зарядку.
Муз. рук.:
Знали: пальцы разминать –
Значит ум развивать!
Дети под руководством воспитателя и муз. руководителя выполняют пальчиковую гимнастику.
Жили- были гномики (показать размер гномов указательным и большим пальцами)
В расчудесном домике (соединить ладони в виде крыши)
Папа- гном дрова рубил (стучать ребром правой кисти о ладонь левой)
Гном- сынок их в дом носил (пальчики «шагают» по ладони)
Мама- гномик суп варила (указательным пальчиком водить по ладони др. руки)
Дочка- гном его солила (пальцы щепоткой)
Гномик- бабушка вязала (имитация вязания)
Дед окошко открывал (ладони вместе и в стороны)
Всех знакомых в гости звал (приглашающий жест руками)
Воспитатель:
С понедельника по субботу
Отправлялись гномы на работу.
Муз. рук.:
Послушайте фрагмент музыкального произведения.
Назовите его.
(«Шествие гномов» Э. Григ, 1-я часть)
После ответа детей, предложить им надеть на правую руку перчатку с изображением гномика (перчаточный театр. На «ножках» - сапожки (наперстки). Собрать все пальчики в кулачок, оставив указательный и средний.
На 1-ю часть музыки «шагать» пальчиками по сиденью стула, передавая динамические оттенки в музыке (forte – piano).
Муз. рук.:
Гномы пришли в заветное место. Туда, где они хранят свои сокровища.
Предложить детям на 2-ю часть музыки импровизировать на музыкальных инструментах, передавая ее характер и настроение. Перчатки нужно снять и оставить на стульчиках.
Воспитатель:
Гномы клады охраняли
И алмазы добывали.
Хранили клад свой в сундуке,
А сундук тот на замке!
Воспитатель подводит детей к сундуку и обращает их внимание на то, что на сундуке висит замок.
Муз. рук.:
На сундуке висит замок.
Никто его открыть не мог.
Только гномы знают код
Чтобы отпереть замок:
Чтобы открыть сундук, нужно сказать волшебные слова – код.
Побуждать детей отчетливо и согласованно проговаривать чистоговорку.
Сложить кисти рук в замок:
Чаки-чок (постучать большим пальчиком о большой пальчик другой руки)
Чоки- чок (указательным об указательный)
Чики-чок (средним о средний)
Чеки - чок (безымянным о безымянный)
И открылся сундучок! (мизинцем о мизинец, и раскрыть кисти рук)
В сундуке «драгоценные камни» в форме геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник.
Дети должны назвать эти фигуры. Рассортировать по кучкам и сосчитать. Затем сложить в шкатулки, которые имеют ту же геометрическую форму: круг, квадрат, прямоугольник.
Муз. рук.:
День прошел – пора домой.
А на завтра – выходной.
Спросить, на какие дни недели приходятся выходные дни
Воспитатель:
Гномы к домикам пришли
И что же там нашли?
Воспитатель:
Кто-то в деревушке был
Свою шляпу обронил.
Показывает детям шляпу с изображением эмоции злости.
Предложить детям определить эмоциональное состояние.
Муз. рук.:
Тот, кто в шляпу нарядится –
В злого гнома превратится.
Двигательная импровизация на музыку М. Мусоргского «Гном».
Ребенок, на которого надевают шляпу – изображает злого гнома. По сигналу треугольника передает шляпу другому ребенку.
Воспитатель, забирая шляпу:
Нет, так больше не годится.
Может быть, беда случится.
Мы со злостью не дружны.
Что исправить здесь должны?
Спросить детей, что нужно исправить в мимическом выражении лица злого гнома.
Дети должны изменить злое выражение на доброе. (Элементы крепятся на липкую ленту)
Муз. рук.
Снова мир и тишина.
В небе – полная Луна.
Звезды глазками мигают,
Гномы тихо засыпают.
Дети исполняют песню «Сонная песенка» муз. Р. Паулса. Солирует один ребенок.
Зажечь на сетке под потолком гирлянду – звезды. Потушить свет – релаксация.
Взрослым предложить играть на клавесах, передавая тиканье часиков.
Муз. рук.:
Зажглись звездочки на небе, и глазки у гномиков стали слипаться. Пришло время сна. И тут к нашим гномам пришли еще гномики, совсем крошечные. И стали им напевать песенку и ласково поглаживать.
Дети ложатся на коврик в удобной позе. К ним подходят взрослые с куклами- гномиками (театр бибабо), поглаживают детей и напевают на мотив «Сонной песенки»
Баю-бай, мой крошка- гномик,
В небе спит луна.
Спят игрушки, мышки, кошки.
В доме тишина.
Завтра новый день настанет,
Солнышко взойдет.
Принесет с собою счастье,
Радость принесет.
(С. Клыкова)
После небольшой паузы. На фоне музыки воспитатель читает стихотворение Т. Коваль
Ночью за твоим окном
По тропинке ходит гном.
Борода по ремешок,
За спиной большой мешок.
А в мешке у гнома сны,
Очень всем они нужны.
Спать без снов не интересно,
Это каждому известно.
Взрослые остаются рядом с детьми.
Муз. рук, после релаксации:
А когда гномики проснулись, то увидели новых друзей и поняли, что наступил новый день, наполненный новыми интересными делами и затеями.
Дети и взрослые рассматривают выставку работ «Сказочная страна гномов», обмениваются впечатлениями.
Муз. рук.:
Мы заглянули с вами в сказочную страну гномов. Прожили с ними один день и полюбили их, как полюбили композиторы, писатели, поэты и художники, которые свое творчество посвятили этим маленьким сказочным человечкам – гномам. Думаю, что вы еще много – много узнаете о них. А в группе вы посмотрите новый фильм о гномах –«Смурфики»