Учитель Захарова Анна Александровна
МБОУ «Школа №14»
урок музыки в 1 классе по теме
«Утренний пейзаж в произведениях искусства»
Цель: Создание условий для эстетического и экологического воспитания школьников через музыкальное восприятие образов природы.
Задачи:
1. Сформировать интерес к музыкальным произведениям о природе. Познакомить учащихся с двумя контрастными произведениями: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига. Сравнить и сопоставить музыку с картинами изобразительного искусства и с литературой. Разучить попевки о времени суток (утро) и песню «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского, на слова Ц. Солодаря. Пополнить словарный музыкальный запас школьников новыми терминами: «бемоль», «бекар», «контраст». Помочь учащимся осознать, как тесно связаны между собой разговорная и музыкальная речь, как характер речевой интонации влечёт за собой изменения музыкальной интонации, на примере работы над приветствием «Доброе утро!».
2. Развивать музыкальные способности, слуховую активность, тренировать певческое внимание. Достигать кантилены, напевности в пении учащихся при весьма подвижном оживлённом темпе, работать над чистотой интонирования вариантов окончаний фраз. Добиваться стремления к яркой кульминации в каждом куплете и общего исполнительского crechendo от 1 к 3 куплету песни. Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; слушать и размышлять, сравнивать произведения искусства, делать вывод, обобщать.
3. Воспитывать внимательного и отзывчивого слушателя; аккуратность выполнения движений под музыку; дружелюбие и товарищество, вежливость по отношению к другим людям; серьёзное и ответственное отношение к урокам музыки; экологические и эстетические чувства.
Ход урока:
I. Вход. «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
II. Музыкальное приветствие
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, учитель!
– Прозвенел звонок, добрый день!
– Добрый день!
– Начался урок, добрый день!
– Добрый день!
– А теперь садитесь!
III. Распевание (Слайд №2)
А) Скороговорка: Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
Б) «Простая песенка» (слова М. Ивенсен, музыка А. Александрова).
Задания: 1. Пропеть.
2. Прохлопать ритмический рисунок.
Первую часть попевки хлопают девочки, мальчики определяют, сколько коротких звуков встретилось.
Вторую часть попевки хлопают мальчики, девочки определяют, сколько длинных звуков.
В) Попевка на главную мелодию «Утро» Э. Грига. (Слайд №3)
IV. Знакомство новым материалом
- Тема нашего урока «Утренний пейзаж в произведениях искусства». (Слайд №4)
- Какое новое слово вам встретилось? (пейзаж). (Слайд №5)
«Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении».
Музыка, как и изобразительное искусство, может рисовать картины природы, она обладает удивительным свойством – без слов передавать мысли, чувства, характер человека, состояние природы, движение. Убедимся в этом на музыкальных примерах. Для работы воспользуемся эмоциональными словами-помощниками: (Слайд №6)
Мечтательно напевно
Светло взволнованно
Радостно приветливо
Игриво нежно
Твёрдо завороженно
Возбуждённо волшебно
Сурово хмуро
Прослушайте пьесу П. И. Чайковского из «Детского альбома». (Слайд №7)
Какое время суток показано в музыке? Почему вы так решили? (утро, т.к. мелодия нерешительная, она высвечивается, ощущается просветление).
А какое время года? Как вы определили? (зима, т. к. колкие, острые звуки).
- Пьеса П.И.Чайковского так и называется «Зимнее утро».(Слайд №8)
Какие чувства передаёт музыка? (радость, возбуждение, взволнованность).
Кто может испытывать такие чувства – ребёнок или взрослый? Докажите. (Ребёнок. Так как пьеса из «Детского альбома», слышатся непоседливость мелодии, высокие звуки, интонации жалобы, мольбы и просьбы, «вздох от запрета»). (Слайд №9)
Ребята, а почему «вздох от запрета»? Придумайте небольшую историю...
Игра «Фантазёры». (Слайд №10,11,12,13)
- Сравним пьесу «Зимнее утро» с произведением норвежского композитора Э. Грига. (Слайд №14)
Слушание музыкального произведения «Утро» Э.Грига. (Слайд №15) Каков характер музыки? (светлый, напевный, мягкий, нежный, волшебный, завораживающий).
Как вы считаете, что удобно делать под эту музыку – петь, танцевать, маршировать? (петь и медленно танцевать, например, танец распускающегося цветка или зелёного листика).
А в какое время суток происходят эти события? (утром).
Что такое утро? (зарождение нового дня, начало его, солнце встаёт, пробуждение спящей природы и жизни).
Э.Григ об этом произведении сказал следующие слова: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака».
Ребята, давайте, с вами изобразим просыпающийся утром маленький алый цветочек под музыку произведения Э.Грига «Утро». (Слайд №15)
Проводится физминутка.
Закрепление.
| «Зимнее утро» П.И.Чайковского | «Утро» Э.Грига |
Время года | Зима (колкие интонации) | Весна (просыпается, оживает вся природа, развивается мелодия) |
Характер музыки | Музыка передаёт радостное возбуждение ребёнка, выраженное в прерывистой взволнованной речи | Светлая, ласковая тема утра |
Звучности | Острые | Благозвучные |
Инструмент | Фортепиано | симфонический оркестр |
На небе месяц – и ночная
Ещё не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так ещё всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдёт двух- трёх мгновений,
Ночь испарится над землёй,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...
- («Утро» Э.Грига)
Стихотворение Ф.И.Тютчев назвал «Декабрьское утро». (Слайд №18)
Почему вы пришли к такому выводу? (в стихотворении речь идёт об утре: «ночь испарится над землёй», «луч возникает за лучом», «вдруг нас охватит мир дневной».)
Работа с учебником «Музыка. 1 класс» (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина).
Рассмотрите картину И.Левитана «Солнечный день». (Слайд №19)
Какое настроение передал в ней художник?
Какие краски, светлые или тёмные, использовал И.Левитан?
Какому музыкальному произведению соответствует эта картина?
В чём схожесть картины и музыки «Утро» Э.Грига? (схожесть в настроении и в содержании).
Вывод: Специально картина не была написана для музыки. И музыка не была написана по картине. Художник по-своему увидел просыпающуюся природу, так же как и композитор Э.Григ заметил такое необыкновенное явление в природе, как рассвет, и изобразил его музыкальными звуками.
Красиво ли утро? В чём его красота? (начало дня, пробуждение природы и т.д.)
Работа по учебнику-тетради (страницы 46 – 47).
VI. Физическая минутка. «Летка-енка».
VII. Разучивание новой песни.
Какими словами люди приветствуют друг друга утром? (доброе утро, здравствуйте)
Зачем они так говорят? (Желают здоровья, удачного и хорошего дня. Люди тем самым показывают свою воспитанность и вежливость).
Произнесите с разной интонацией приветствие «Доброе утро!»
Пропойте в разном характере это приветствие.
Прослушайте заключительные фразы (три повторения) хора «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д.Кабалевского (слова Ц. Солодаря) (Слайд №20)
Разучим по нотной записи.
Найдите ноту «ля», сколько раз она повторяется?
По-разному ли звучит этот звук? (сначала минор, потом мажор).
2) Формирование представлений о новых музыкальных знаках нотного письма: БЕМОЛЬ, БЕКАР.
Такими знаками в музыкальном письме обозначается просветление звучности, смена минорной окраски интонации на мажорную.
Где звучит мажорная окраска?
Где звучит минорная окраска?
Происходит ли в музыке изменение эмоционального состояния? (Сначала чувствуется взволнованность, радость, затем спокойствие, мягкость и ласка).
Такое изменение в музыке носит название КОНТРАСТ.
Исполнение песни.
VII. Итог урока. (Слайд №21)
Красива ли музыка, звучавшая на уроке? (Музыка красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а, следовательно, о красоте жизни).
Что нового вы сегодня узнали?
Оценки за урок.
С каким настроением уходите с урока? (Показать карточку настроения).
Литература:
Агапова, И. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. Агапова. – М. : ИКТЦ ЛАДА, 2006. – 224 с.
Бакирова, А. В. Формирование музыкальной грамотности [Текст] : Игровые формы работы в младших классах / А. В. Бакирова. // Музыка в школе. – 2006. – № 6. – С. 62-67.
Голова, В. Ю. Музыкальный фольклор в формировании национального самосознания [Текст] / В. Ю. Голова // Музыка в школе. – 2003. – № 6. – С. 50-51.
Казакова, С. Творческие задания на уроках музыки [Текст] / С. Казакова // Искусство в школе. – 2006. – № 2. – С. 14-17.
Критская, Е. Д. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 класс [Текст] : пособие для учителя / Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2002. – 207 с.
Лобанова, Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. – 2005. – № 3. – С. 36-52.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т. Н. Образцова. – М. : ИКТЦ ЛАДА; Этрол; Гамма Пресс 2000, 2005. – 160 с.
Овчинникова, Т. Музыка для здоровья [Текст] / Т. Овчинникова. – СПб. : Союз художников, 2004.
Прилуцкая, Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников [Текст] / Н. В. Прилуцкая // Музыка в школе. – 2007. – № 4. – С. 28-34.
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы [Текст] / Под руководством Д. Б. Кабалевского. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.